Примерное время чтения: 3 минуты
119

Просто Лулу

"ЛУЛУ" Альбана Берга. Незавершенная опера. Неразгаданная тайна. Квинт-эссенция сюрреализма и дисгармонии. Избалованный ребенок из благополучной мещанской семьи Берг был подвержен многим порокам. Баловался наркотиками, прожигал дни в богемном угаре, изменял жене и умер в 1935 г. из-за банальнейшего укуса комара. Но именно он сильнее всех повлиял на музыкантов своего века, начиная с Шостаковича и заканчивая Шнитке. Только такой нестандартный человек и мог создать столь прекрасный и отталкивающий шедевр, в котором с клинической беспристрастностью исследовал патологии и темные закоулки апокалиптично-тревожного сознания ХХ века. Только такой нестандартный театр, как "Геликон", и мог позволить себе обрушить на неподготовленного зрителя всю эту гремучую смесь атональности, невротичной додекафонии, декаданса и других аномальных перверсий.

Если вы ходите в оперу наслаждаться красотой, то этот спектакль не для вас. Покупая билет на "Лулу", готовьтесь к мату и иным непристойностям, нетрадиционной сексуальности, оторванным головам, лужам крови и прочим урбанистическим ужасам. Либретто создано самим композитором по мотивам двух пьес немецкого экспрессиониста Франца Ведекинда "Дух земли" и "Ящик Пандоры". Для того чтобы спектакль не превратился для отечественного зрителя в набор бессмысленных звуков, опера идет в русском переводе. Дирижер Владимир Понькин выбрал самую полную редакцию партитуры, в которой третий акт завершен и оркестрован композитором Фридрихом Черхой.

Режиссер Дмитрий Бертман поставил историю разрушения личности на фоне летящего в бездну мира. Отражение реальности в кривом зеркале - вот на чем сошлись Бертман и Берг. И все же магнетизм порока на сей раз явлен излишне скромным (что странно для этого театра). Интеллигентная асексуальная строгость одной Лулу - Татьяны Куинджи и игривая опереточность другой - Марины Андреевой равно не попадают в десятку, хотя обе по-своему хороши. Образ Лулу - икона нового искусства. В нем хаотично смешаны черты библейских, мифологических и классических героинь, искаженные зигзагообразным восприятием нового времени. Коварная и нежная, вамп и субретка, дьволица и святая, Лулу переливается всеми гранями роковых женщин: от Медеи, Далилы и Саломеи до леди Макбет и Кармен. Ее фатальный магнетизм притягивает и убивает. Начав с кругов респектабельного немецкого бюргерства, она заканчивает банальной уличной проституткой и гибнет в лондонских трущобах вместе со своей любовницей от рук Джека-потрошителя (в спектакле им оказывается чемпион по бодибилдингу в раздетом виде). Так и не научившись никого любить, даже саму себя.

Изобразившие и спевшие эту эксцентричную страшилку артисты "Геликона" должны войти в историю - хотя бы потому, что свершили невозможное. Конечно, в мировом масштабе это маленькие домашние радости - говорить о высоком музыкальном качестве и заоблачных стилевых изысках было бы неуместно. Но сделан первый шаг в темноту. И это дорогого стоит. Сегодня геликоновцы доказали, что русские способны-таки петь и Берга. Вчера это казалось фантастикой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно