Примерное время чтения: 12 минут
65

MЕTALLICA N МИТРОФАНОВА БЕРЛИНСКОЕ РАНДЕВУ

ЧТО ты делаешь, когда приходишь из школы? Ешь? Да нет, ты читаешь "Я - молодой". Чей голос ты слышишь, когда ешь? Мамин?! А вот вся прогрессивная молодежь обедает бодрячком под энергичный голос Риты Митрофановой, что ди-джей на радио MAXIMUM. Теперь ты спросишь, а, собственно, что объединяет "Я - молодой", Митрофанову и Metallica (конечно, кроме заглавных букв)?!

20 ноября участники Metallica общались с журналистами. Митра была там. Теперь просек?

В апреле 1999 года Metallica записала в Сан-Франциско альбом с симфоническим оркестром под управлением Майкла Камена. Группа исполняла свои классические хиты и две новые композиции "No Leaf Clover" и "Human". Единственный европейский концерт в поддержку этого проекта состоялся в Берлине 19 ноября, где под 10-тысячным стадионом Metallica сыграла вместе с местным симфоническим оркестром. Альбом с символическим названием "S&M" появился в магазинах 23 ноября. Кстати, в этот же день на MAXIMUM впервые прозвучали аккорды нового сингла группы.

Митрофанова: Мне очень приятно, что одной из первых моих "жертв" стала легендарная "Металлика" - одна из самых моих любимых групп.

Понятно, что я очень волновалась. Всех участников группы разделили на всех журналистов. Мне не достался солист Ларс Ульрих, и это хоть и обидно, но всем известно, что товарищ он неразговорчивый: отвечает только "да!" и "нет!". Поэтому мне повезло в плане общения - со мной разговаривал Джейсон Ньюстед.

В 1986 году Metallica совершила гастрольный тур с Оззи Осборном, но в сентябре того года случилось несчастье, когда на обледеневшей дороге в Швеции перевернулся один из автобусов группы. Погиб Клифф Бертон. Хотя все участники команды были потрясены этой трагедией, менее чем через месяц Metallica объявила в Сан-Франциско конкурс на освободившееся место. Было пять претендентов. Один из них, Джейсон Ньюстед, знал наизусть весь репертуар Metallica, и, когда ребята из группы спросили его, какую бы песню он мог сыграть, тот ответил: "Любую, какую хотите". Первый концерт с новым басистом состоялся в ноябре 1986-го.

Я ждала своей очереди с двенадцати дня и предстала перед Ньюстедом только около пяти вечера. Волновалась страшно...

Митра: Каковы ваши впечатления о вчерашнем концерте, а также сама идея записаться с симфоническим оркестром - как давно она родилась и что послужило толчком к ее реализации?

Metallica: Здорово. Вчерашнее выступление было вполне достойным. Мы получили большое удовольствие - а это самое главное. Понимаешь, многое может идти не так, но когда получаешь просто удовольствие от того, что выступаешь, все уже нипочем. Хотя этот концерт нам показался слабее, чем тот, который мы давали до того в Сан-Франциско. Что же касается работы с оркестром, то идея исходила от Майкла Камена, с которым мы познакомились в 1991 году. Он приходил к нам в студию, когда мы записывали "Черный альбом". Он помог нам с аранжировкой "Nоthing Else Matters" уже тогда. С тех пор мы виделись несколько раз, на концертах, музыкальных тусовках. Ну и пару лет назад идея и родилась. Он спросил, готовы ли мы бросить вызов - мы ответили "да", и встал лишь вопрос времени. Не так было легко подстроиться под график работы, нам - оркестра, а им, соответственно, под нас.

Митра: Ну и как все это происходило?

Metallica: Нам опять же было очень трудно найти время, чтобы осесть, что называется, и попробовать сыграть спокойно. Все это растянулось на два года. Мы встречались время от времени в студии и работали над звуком, спорили.

Митра: Хорошо, вернемся к берлинскому шоу, многие говорят, что первую часть вы играли недостаточно громко, что-то случилось со звуком...

Metallica: Да, мне кажется, ты права - мы играли недостаточно громко. Просто бывает так, что, стоя на сцене, чувствуя зал, иногда не сразу понимаешь, чего не хватает. Примерно час уходит на отстройку, чтобы все работало как часы.

Митра: И все же были технические неувязки...

Metallica: Я ничего не могу сказать, ничего. Мы делали все, что могли, максимально выкладывались.

Митра: Ваше следующее шоу - в Нью-Йорке. Будете ли вы приглашать туда Берлинский симфонический оркестр, с которым играли сегодня?

Metallica: Нет, мы будем играть с другим оркестром, это будет в "Мэдисон-сквер-гарден". Шоу будет совсем иным, более масштабным. Концерт в Берлине собрал 10 тыс. зрителей, а в Нью-Йорке мы планируем около 17 тысяч. Кроме того, американские музыканты совсем другие, манера их игры - достаточно агрессивная. Это будет здорово. Мы играли эту программу уже со многими оркестрами, и опыт, которого набираешься в это время, - просто колоссальный.

Классическая музыка вообще обладает неким волшебством. Может, стоит попробовать сыграть в России?

Митра: Почему вы выбрали для этих шоу только Берлин и Нью-Йорк? Сыграли бы в Москве!

Metallica: У нас были идеи еще по поводу Парижа. Но помешали проблемы со временем и организацией. Именно поэтому "пролетело" парижское выступление.

Митра: Может быть, какие-нибудь политические соображения?

Metallica: Никаких политических соображений, исходя из того, что мы металлическая команда, приезд в Германию был для нас просто обязателен! Да и потом, было время, когда в Германии мы были больше известны, чем в Америке. Англия, Франция - там мы популярны, но в Германии у нас все же более старая армия поклонников.

Митра: Может быть, русским стоило учить английский лучше, чем немцам, ведь в России множество ваших фанатов! Вас знают и любят уже очень долго, и, кроме того, русским так сложно и дорого приехать на концерт в Европу!

Metallica: Да, мы знаем это, знаем русскую публику. Наше выступление на летном поле в Тушине мы не забудем. Это наше самое любимое шоу.

Митра: Кстати, мне очень интересно, почему ни на одном из ваших Web сайтов нет информации об этом концерте. Я пыталась найти хоть что-нибудь, но мне так и не удалось.

Metallica: Все события, которые имеют место, которые произошли в карьере Metallica, концерты, награждения за последние пятнадцать лет, проследить невозможно. Но когда меня спрашивают, где бы я ни находился, от Японии до Калифорнии, в любом интервью я отвечаю одно и то же: самое памятное и потрясшее нас выступление - это концерт на Тушинском летном поле в Москве в 1991 году. Я говорил это сотни раз в своей жизни и повторять не перестану. И что касается сайтов, то у нас их тоже сотни, и мы не можем контролировать всю ту информацию, что содержится на них. Но есть видео, на котором все зафиксировано, все есть. И, конечно, в нашей памяти все происходящее стоит и сейчас очень отчетливо. Тогда был особый день, мы и знали, и чувствовали это.

Митра: Может показаться, что вопрос с политическим подтекстом, но не поймите меня неправильно. У нас был футбольный матч между командами Украины и России, мы проиграли, что было для нас, мягко говоря, большим разочарованием. И бац, мы слышим, что вы приехали на Украину и даете там концерт. Вот нас злость прям совсем разобрала!

Metallica: Начну с того, что многие просто не понимают, что такое - приехать в ту или иную страну. Столько мелочей и обстоятельств влияют на это, столько. Не бывает так, что, мол, например, мы хотим приехать в Россию - и без проблем приезжаем. Это могут быть финансовые причины, организационные, любые - их много. И, если у нас не получается приехать куда-то, это ни в коей мере не означает, что мы не хотим туда ехать. Есть столько мест, где Metallica еще не была, столько мест, где нашего выступления ждут по 10-15 лет. И повторяясь - много, очень много обстоятельств. В Россию мы приедем со следующим гастрольным туром, который планируется в 2001 году.

Митра: В 1991 году к вам пришел новый продюсер, что сильно повлияло на имидж группы. Синтезаторы, электроника, волосы подстригли. Почти что новая Metallica, но за исключеним одного - и по сей день группа не использует спецэффекты в работе над музыкой. Как вам это удалось?

Metallica: Музыка для нас - это вопрос чести, а вообще-то Metallica - это всегда лишь четыре человека, которые делают все сами, без наложения "беков", клавишных и прочего. В записи, если мы делаем ошибку, мы не пытаемся скрыть это, мы признаем свои промахи, и в этом, я думаю, часть успеха. Что же касается экспериментов, мы всегда этим занимались, но не с электроникой. Что до меня, то я как раз этим и интересовался. Я работал с ди-джеями, среди которых DJ Shadow, проект U. N. K. L. E., Майкл Ди из Beastie Boys. И будучи сам по себе экспериментатором, я получал от подобной работы огромное удовольствие. Что же касается нашего последнего альбома, то мы уже точно знаем, каким он будет. Нового в нем будет достаточно, ибо освоение новых звуковых пространств, технологий - не может быть неинтересно. И это только начало.

Митра: Вопрос, может быть, немного странный, истинно русский - во время вчерашнего выступления не создалось ли у вас впечатления, что вы попали в Германию середины века, времен Второй мировой, т. е. немцы, все как один, выкидывают руки вверх, кричат...

Metallica: Да, есть элемент безумия в этом во всем, немного жутковато. Мы играли тут не один раз. Но со сцены все воспринимается немного по-другому. Мы ведь та группа, которая играет тяжелую музыку, и десятитысячные толпы, кричащие в один голос, производят впечатление лишь приходящих в восторг поклонников. И все же, это потрясающее ощущение - чувствовать зал, эту энергию. Иногда во время совершенно безумнейших шоу нам кажется, что даем концерт, как Kiss, а потом говорим себе: "Эй, постойте, мы - Metallica".

Митра: Вот такой вопрос, который, наверное, вам уже многие задавали. Как группа - вы друзья, но что касается "остальной" жизни, то как вы в ней живете, проводите ли вы время вместе, строите планы на музыкальное будущее?

Metallica: На прошедшей неделе все участники группы были в разных концах света, занимались промоушном альбома. Вот мы собрались вместе для этих концертов. Нам предстоит еще долгое время оставаться в компании друг друга, но нас это не напрягает. Тем более мы хорошо отдохнули друг от друга. Что же касается времяпрепровождения вместе, то нам бывает порой весело, мы можем ржать часами над чем-нибудь, например, выпить вместе - тоже хорошо. Мы слишком давно знаем себя все, чтобы ссориться по пустякам или излишне напрягаться. Мы - это мы. Что касается времени вне турне или работы, то бываем вместе мы не так часто. У каждого уже по семье и по ребенку, да и свои личные интересы, личная жизнь. Но когда мы вместе как Metallica - нам весело и дружно, мы собираемся продолжать только в таком духе, как всегда.

Митра: Но я слышала, ты не пьешь больше?

Metallica (смех): Ну. в Берлине (ты сама знаешь!) была вечеринка после концерта, было весело и замечательно. Но уже не так, как раньше. Мы можем просто выпить, а не напиваться, как раньше. Подобного больше нет, но выпить немного вместе - мы это любим.

Митрофанова: В этот момент мой персонаж показался мне несколько уставшим (дело происходило сразу же после этой самой вечеринки), что я не выдержала и подарила ему специально прихваченную мною из "Шереметьева" шоколадку с надписью "Из России с любовью". По-моему, Джейсону сразу стало лучше!

Митра: Скоро группе исполнится 20 лет, планируете ли вы как-то по особому отметить этот юбилей? И что вы думаете по поводу новогодних концертов?

Metallica: Новогодние выступления у нас будут в Детройте. У нас будет 6-7 концертов в период с Рождества до первых дней нового года. Что же касается нашего юбилея, то мы думаем выпустить совершенно новый студийный альбом к началу 2001 года, и таким образом все это дело отпраздновать. Альбом, правда, мы начнем писать только в мае 2000 года.

Митра: И последний вопрос: когда же вы все-таки заедете в Россию?

Metallica: Во время нашего следующего турне, которое мы планируем начать в начале 2001 года. Следующее мировое турне будет очень и очень масштабным.

Митрофанова: На этом моя суперпупер-поездка в Берлин и закончилась, я вернулась в Москву и вместе с коллегами стала готовить специальный эфир, который две столицы услышали в день выхода альбома S&M - 23 ноября. Кстати, именно во время моего эфира прозвучало не только интервью, но и прошла премьера новой версии старой песни "Nothing Else Matters", записанной с Симфоническим оркестром Майкла Камена.

Программный директор Радио MAXIMUM Михаил Эйдельман: Мы очень горды этим проектом. Радио МАКСИМУМ - одна из немногих радиостанций, которая любит и уважает настоящий рок, и поэтому нам было приятно и почетно представлять новый альбом МETALLICA.

Кстати, журналистская карьера Митрофановой на Metallica не заканчивается...

Митрофанова: В Лондон поеду, наверное... Очень хочу поблагодарить тех, кто помогал мне встретиться с "Металлицей": Мишу Эйдельмана, Сергея Шпака и Никиту Филимонова с родного "Радио Максимум", Асю Калясину, Сашу Родманича, Просто Fёдора и, конечно, Дэвида Джанга из компании Universal.

В свою очередь редакция газеты "Я - молодой" выражает свою огромную и горячую всем, кто тем или иным боком связан с этим проектом. И, заодно, за последующие. До встречи.

А пока - слушайте Митрофанову, где б вы ни булы!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно