Примерное время чтения: 6 минут
107

Демоны Дэвида Финчера

"Бойцовский клуб"

Смотреть обязательно!

Автор всем известных фильмов "Семь" и "Игра" Дэвид Финчер в конце 1999 г. представил на суд зрителей свою новую работу, и я смело могу сказать, что это самый необычный, шокирующий, нетрадиционный и вызывающий фильм из всех, которые вам доводилось когда-либо видеть. "БК" совершенно бесподобно сочетает в себе элементы любимого этим режиссером жанра триллера и комедии. Кровь и смех; настоящее кино - кино с непредсказуемыми последствиями; кино - сенсация конца века.

В основу сценария лег одноименный роман Чака Поланика. Обычный автомеханик, чтобы хоть как-то развлечь себя, вступает в литературный кружок - и именно там за три месяца начинающий гений пишет свой первый роман "БК", права на экранизацию которого практически сразу приобретает студия "Fox". Финчер получает шанс всей своей жизни - снять фильм, который поможет миру "взорваться" по-настоящему. Ему давно хотелось делать жизнь, а не кино. "Я не уверен в том, что кино должно развлекать", - говорит он и создает в "БК" свою собственную революционную философию, десять новых заповедей, свой яростный манифест к общественности. И история, найдя продолжение в сегодняшней реальности, начинает развиваться сама собой...

Главный герой Джек (Эдвард Нортон) - хороший, очень хороший парень; он в поте лица трудится в крупной автомобильной компании, интересуется только правильными шмотками, правильной мебелью, думает свои правильные умные мысли и страдает бессонницей. Чтобы избавиться от нее, он посещает анонимные группы поддержки смертельно больных (понедельник - рак яичек, среда - туберкулез, пятница - экзема). И ведь совсем неважно, что при этом он ничем не болен, - Джек плачет на груди большого Боба, медитирует под гипнотические нашептывания очередного врача и бродит по пещерам своего подсознания, а вечером, возвращаясь домой, спит, как младенец. Но потом все внезапно рушится, сгорает любовно обставленная квартира, и судьба неожиданно сводит его с Тайлером Барденом (Брэд Питт), который начисто лишает его абсолютно ненужных привычек иметь свой дом, хорошую машину, ходить на работу. На слезы у Джека времени не остается, и в поисках новых ощущений они с Тайлером основывают Бойцовский клуб - место, где любой желающий может с громадным удовольствием набить морду другому желающему. Пример Тайлера и Джека очень заразителен. Люди хотят драться; бои без правил, ограничений, судей, ставок; драки ради драки привлекают все больше и больше зрителей, которые постепенно становятся участниками: "Не борись с болью. Отдайся ей. Почувствуй ее - именно сейчас ты живешь. Ты не живешь, когда покупаешь шмотки, вкалываешь, как вол, или напиваешься, как идиот. Ты не живешь, когда не даешь воли своим истинным чувствам: страху, ярости, боли. Боль - момент истины в твоем бессмысленном существовании", - вещает Тайлер; он самый экстремальный из всех отбросов общества и при этом настоящий мачо. В свободное время Тайлер варит мыло из человеческого жира и делает бомбы. Он - полная противоположность Джеку, который безумно боится смерти; а Тайлера не страшат ни боль, ни нищета, ни смерть. Он свободен; он не зависит ни от своей собственной, ни от смерти вообще, и освобождение Джека означает гибель Тайлера.

Число Бойцовских клубов неумолимо растет. Они распространяются по всей стране, как страшная болезнь, и теперь уже Тайлер организовывает свою собственную безотказную и неуязвимую армию. Он вынашивает и готовит план террористического проекта "Разгром", в котором из всех возможных механизмов используются только люди; запрограммированные, они страшнее любой бомбы. Мир задыхается под натиском терроризма, а гениальный Финчер моделирует возможные последствия и разрушения. Тайлер - это голос автора, в монологи которого Финчер вкладывает ядерную философию всего фильма, показывая, что у каждого из нас внутри есть свой Тайлер. Лишь окончательно опустившись на самое дно, став настоящим преступником, человек способен обрести долгожданные покой и свободу, ощутить силу неумолимого и прекрасного движения жизни.

Дэвид Финчер в "БК" создает свою собственную модель миропонимания; он противопоставляет безликой массе закрепощенных, зацикленных лишь на собственном комфорте и респектабельности людей мир раскованных и свободных отбросов общества, отрекшихся от всего материального в этой жизни. "БК" - это безудержный драйв и адреналин, визуальное восприятие на грани безумия и глубочайший философский смысл, который нетрудно разглядеть за горами разбитых тел и реками крови. В этом фильме реальность вторгается в кино, кино перекраивает саму реальность, и в итоге сюжет окончательно выходит из-под контроля - не только главного героя, но и автора...

"Во мне живут демоны, которых даже трудно себе представить..." Дэвид ФИНЧЕР.

Необходимое дополнение

Финчер когда-нибудь допрыгается. Все без исключения его фильмы вызывали бурную реакцию критиков и публики. Все премьеры сопровождаются издевательской таинственностью с предвкушением непредвиденных последствий. Едва ли не самая загадочная фигура в современном кинематографе.

Что мы знаем о Дэвиде Финчере? В 20 лет (!) он снимает третью часть "Чужих" (самую безысходную и мрачную из тетралогии). Поупражнявшись на межгалактических монстрах, Финчер "выбрасывает" уже в околоземное пространство серийно-маниакальную, греховно-библейскую и просто леденящую кровь ленту "7even". Уже там за "выставкой" человеческих внутренностей и могучими спинами отчаянных полицейских маячат дьявольские рога предельно порочного социума. В следующем фильме "Игра" общественно-политическая подкладка, проглядываемая через призму отдельного персонажа, настолько весома, что практически исключает иные трактования сверхзадачи картины. Нарастающая из фильма в фильм, как снежный ком, всесокрушающая энергия докатилась и до "Бойцовского клуба" и неминуемо грозит поглотить всех и вся в Акте тотального разрушения.

Финчер, хитроумно подавая антикапиталистические теории под соусом террористической деятельности, как бы зазывает зрителей не просто включаться в "Бойцовский клуб" и, выйдя из кинотеатра, мутузить друг друга, но и начать участвовать в тщательно отрежиссированном спектакле урбанистического апокалипсиса. Уже не пытаясь, как другие властители дум, изменить человека изнутри, режиссер пошел по пути более простому, конкретному и радикально действенному. Задача-минимум: первая фаза - отчаянные зуботычины миру буржуазных ценностей, вторая фаза - ну, если враг не сдается, то его уничтожают. Задача-максимум: третья фаза - весь мир насилья мы разрушим до основанья... а затем?.. "Затем" еще только предстоит, а пока сходите на фильм и после сеанса, выйдя на улицы (желательно ночные), начинайте бить прохожим фейсы (если кто не понял - это шутка). "Самосовершенствование - онанизм, саморазрушение - это по-нашему".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно