Примерное время чтения: 5 минут
219

Другая Догма "Последняя песнь Мифуне"

На наших экранах появился фильм "Последняя песнь Мифуне". Еще его можно назвать "Догма" N 3. Вот оброните вы эдак небрежно где-нибудь в приличном обществе: "Посмотрел я тут недавно третью "Догму"... "- и всем сразу станет ясно, о чем речь. А если кто-то и хлопнет вас радостно по плечу со словами: "А, "Догма"! Суперфильм! Аффлек и Деймон с крыльями - круто придумано!.." - так это его проблемы. Просто улыбнитесь понимающе и сделайте вид, что не расслышали.

Если же вы искренне полагаете, что никаких "Догм", кроме той, которая с упомянутыми Аффлеком и Деймоном, не существует, и не совсем поняли содержание предыдущего абзаца, то читайте и запоминайте.

Ровно пять лет назад, 13 марта 1995 г., произошло одно весьма знаменательное событие. Ну то есть не такое уж оно и знаменательное, разумеется, но мировая кинообщественность, а также общественность, любящая кино, взволновалась. В этот день несколько датских режиссеров во главе с Ларсом фон Триером и Томасом Винтербергом подписали Обет целомудрия. Не в том смысле, в каком можно было бы подумать. Просто они решили, что так жить нельзя. Кино, дескать, за сто лет не только не стало лучше, а, напротив, практически умерло. Сплошные спецэффекты, противоестественные сюжеты, предсказуемый финал - и эту тоску нам предлагают почти в каждом фильме! А где, спрашивается, правда жизни, где искренность, где свежесть восприятия? Нету.

И вот режиссеры решили вернуть ее в кино, для чего придумали объединение "Догма-95" и соответствующий Манифест (вот он-то и есть Обет целомудрия). Оказывается, для того чтобы вернуть кино его утраченную прелесть, надо не так много: всего лишь отказаться от разных достижений цивилизации типа декораций, штатива, цифровых камер, специального освещения и т. д. (список из десяти пунктов). Также режиссер должен отказаться от своего личного вкуса - вплоть до того, что не указывать свою фамилию в титрах. Все должно быть как в жизни. В общем, наплевали своим Манифестом в душу всей киноиндустрии и Голливуда в частности.

Самое смешное во всей этой истории с Манифестом, похожей скорее на шутку или на провокацию, что все оказалось почти правдой! Примеров "Догмы" уже три: "Торжество" Томаса Винтерберга, "Идиоты" Ларса фон Триера и "Мифуне" Серена Краг-Якобсена. И они действительно напоминают "домашнее видео": камера дрожит, изображение сбивается, временами то слишком темно, то слишком светло (вспомните "Ведьму из Блэр"!). И в них действительно все как в жизни: некрасивые рыбоподобные датчанки и лысоватые нерешительные датчане, нудные родители и жестокие дети, неумение сказать правду и боязнь любви. И они действительно одновременно смешны и провокационны, поскольку происходящее на экране иногда настолько "как в жизни", что становится неловко (чего стоит сцена группового секса умственно отсталых в "Идиотах"!). Но самое главное: они действительно производят сильное впечатление! (За всех зрителей, впрочем, не отвечаю.) Режиссеры оказались правы, когда решили, что отсутствие спецэффектов, компьютерной графики, специальной музыки и прочих примочек создаст ощущение правды, которая бесит, волнует, нравится и т. д., но никак не оставляет равнодушным. Ну так вот, "Мифуне". В отличие от двух своих собратьев он не тяготит и не шокирует. Смотреть можно чуть ли не всей семьей, включая престарелую бабушку (если, конечно, у нее есть чувство юмора). Сам сюжет в разных вариациях - виденный-перевиденный. У молодого человека Кристена - невеста из богатой семьи, хоть и противная, работа на фирме ее отца - в общем, все якобы хорошо. Но еще есть отец и больной брат, живущие на полузаброшенной ферме, которых он тщательно ото всех скрывает. Отец, как это бывает в таких случаях, умирает, в результате чего Кристену приходится признаться жене и уехать на ферму хоронить отца и пристраивать брата в лечебницу. Другой персонаж - красивая (большая редкость!) проститутка Лива. Практически как наша "интердевочка" Елена Яковлева: добрая, благородная, заботящаяся о младшем брате-хулигане. С горя откликнувшись на объявление о найме экономки, данное Кристеном, она тоже отправляется на ферму. И вот уже вся эта компания - Кристен с полусумасшедшим братом и Лива с трудноуправляемым братом - оказывается в старом доме среди лесов и полей. Переживая всяческие перипетии, они помогают друг другу научиться любить, жалеть, верить, быть честными, замечать счастье и т. д.

Понимаю, что звучит несколько устрашающе. Не бойтесь. Фильм легкий, смешной и ужасно трогательный.

P. S. Уже в третьей "Догме" были нарушены ее законы. Краг-Якобсен стыдливо признался, что передвигал мебель, один раз занавесил окно, а также специально принес на место съемок комиксы и одну фотографию. Я уже не говорю о том, что фамилий своих режиссеры тоже не скрывают. Что ж дальше-то будет?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно