Примерное время чтения: 3 минуты
89

Страсть по Набокову

"Защита Лужина"

Режиссер Марлин Горрис. В ролях: Джон Туртурро, Эмили Уотсон и др.

ЖИЗНЬ Александра Лужина (Джон Туртурро) - это шахматная доска и черно-белые фигуры, люди и ситуации для него лишь ничего не значащий фон, который не задевает ни одной из струн его души. С самого детства весь его мир укладывался в рамки клетчатого шахматного поля, игра стала его единственным убежищем, в котором нет места ни любви, ни привязанности, ни солнцу. 1929 год, Александр Иванович Лужин приезжает в Италию на мировой турнир по шахматам, чтобы увезти с собой титул чемпиона, - победа или ничего, для него это уже не принцип и не блажь, а единственно возможный вариант. В момент, когда все его существо напряжено и нацелено на решающую схватку, в его жизни появляется Она (Эмили Уотсон). Маленькими нежными ножками Наталья вступает в сердце непревзойденного гроссмейстера, чтобы остаться с ним... до самого его последнего вздоха и даже дольше. Нелепый, гениально-жалкий, болезненно искренний и трогательный Лужин лишает Наталью выгодной партии и благоустроенного будущего, предлагая ей взамен лишь собственную одержимость. Он не умеет говорить светские комплименты, он один танцует под дождем, носит пиджак, заляпанный мелом и пылью, не может отличить портного от врача, но он любит ее так, как не может любить ее ни один смертный. Странное чувство, которое так скоро и глубоко прорастает в них обоих, ведет их к самому краю пропасти. Две заблудшие русские души в море лицемерия и лжи, две страсти, разрывающие слабое человеческое сердце, агония побед и безумие потерь - трагедия неизбежна. Экранизация бессмертного идола Набокова - само по себе дело опасное и неблагодарное, но в случае Марлина Горриса сомнения излишни. Предельно выверенный и тонкий, глубокий и щемящий, с шикарным актерским составом, размытой вуалью тонов и скрипок, каждый кадр - взмах дирижерской палочки, каждый жест - многоточие. Не фильм, а роскошь - Владимир Владимирович, и тот бы не осерчал. Так сыграть мог только демон.

Cтрасть губит людей. Она разъедает их изнутри, выдавливает все естественное, меняет краски и смыслы окружающего мира. Страсть к жизни, страсть к игре, страсть к женщине - все это наркотики, которые человек сам создает себе только для того, чтобы потом самому же от них умереть.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно