Примерное время чтения: 4 минуты
221

О чем стеснялся писать Жуковский

Урра! У студентов - каникулы! Делаем, как обычно. Выпроваживаем родителей из дома - раз! Собираем кучу народа - два! Устраиваем ТАКУЮ вечеринку, чтобы соседям надолго запомнилась, - три!

А между прочим, наши прабабушки и прадедушки тоже не дураки были поразвлечься долгими зимними вечерами. Да еще так, как нам с вами и не снилось.

Самое интересное - это, конечно же, святочные игрища: что-то вроде наших вечеринок, но только гораздо круче. Вы только представьте: вся деревенская молодежь собирает деньги, выбирает самую большую избу в селе, арендует ее на целые святки (!), а потом каждый вечер (а иногда еще и днем) туда набивается куча народа и... И начинается как раз то, о чем Василию Андреевичу писать как-то несподручно было.

САМОЕ интересное происходило в крещенские вечера. Вы думаете, деревенские девушки только тем и занимались, что башмачки за ворота бросали да "подблюдны песенки" пели? Кстати сказать, за ворота бросали никакие вовсе не башмачки, а самые что ни на есть валенки, а "песенки" зачастую были совсем уж нецензурного содержания: упоминание при гадании "неприличных" частей тела издавна связывалось с символикой плодородия, "откровенная" песенка, как правило, предвещала судьбу, приплод, богатство. Вообще, способов узнать свою судьбу было множество. Особенно охотно "завораживались" девушки - как водится, гадали на суженого. Чего только они не вытворяли: и имена у прохожих выспрашивали, и под окнами, о чем говорят, подслушивали, и в стакане с водой суженого высматривали, и в зеркале, и в колодце. Всякий хлам под подушку засовывали, чтоб суженый приснился: и ножницы, и расчески, и кольца венчальные, и солому, и щепки, от ворот отгрызенные, и сковородники, и куски хлеба, и половые тряпки, и таракана живого в коробочке... Самые храбрые деревенские барышни залезали в полночь в овин (где снопы сушили), садились там, обнажали нежное место ниже спины и ждали: ухватит овинник (это что-то вроде домового) голой рукой - бедный жених попадется, а шубной рукавицей заденет - богатый жених будет. А предприимчивые парни, понятное дело, заранее забирались в овин, а потом вовсю развлекались, хватая любопытных барышень за попки.

На святочные игрища парни рядились кикиморами, купцами, верблюдами и прочей нечистью. Костюмы порой были слегка... гхм... вызывающими: кузнецы, например, были абсолютно голыми, печники отличались от них только тем, что были щедро вымазаны сажей. Ряженые творили над остальными участниками игрища всяческие бесчинства: при этом, как правило, объектом их издевательств становились присутствующие девушки. Все игры были насквозь пропитаны сексуальной тематикой. Парень-курица (гусь, медведь) больно щипал девок за ноги. Вносили привязанного к шесту за руки и за ноги голого парня и предлагали девушкам кусочки "говядины" - как правило, срамные. Заставляли "чинить мельницу" или "оживлять покойника" - для этого всем девушкам по очереди нужно было поцеловать парня, лежащего голышом под простынкой, в губы, а то и в более интимное место. "Меряли ситец": парень вставлял в ширинку раскрашенную палку и махал ею вверх-вниз - "отмерял" каждой девице, сколько та попросит. Были совсем уж "страмные игры": девок заставляли "поправлять" упавший "межевой столб" или "цедить квас" (комментарии нужны?). Игры, как правило, сопровождались нецензурными выкриками и "громоносной" руганью.

Многих девушек на игрища приводили силой. Во время гулянья у дверей стояли "придверники", чтобы никто не мог убежать из избы. Тех же барышень, которые стыдились "играть", били соломенными жгутами - причем обязательно ниже спины (тоже своего рода символика), пока они не соглашались выполнить требуемое. Игрища были для молодежи (и для девушек особенно) своего рода испытанием, тестом на сексуальную зрелость, готовность к взрослой жизни.

P. S. Автор благодарит кандидата исторических наук В. Антипина за помощь в подготовке материала.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно