Примерное время чтения: 8 минут
205

РАЗБОР ПОЛЕТОВ НА ФИНИШЕ ВЕКА

Оптимизм - суть бодрое, жизнерадостное мироощущение, при котором человек верит в будущее, в успех.

Intro

Первое, что приходит в голову на границе тысячелетий, - мы мало чего знаем о нашей музыке. А то, что знаем, не выходит за рамки интереса к музыкантским подштанникам, любимым напиткам, машинам, в лучшем случае книгам. Потребление, одним словом. И получается, что поиск новых имен, звуков, стилей сводится к нехитрой формуле - чего бы нам этакого новенького послушать, еще не слушатого..." Как-то за кадром осталось самое интересное. То, что во второй половине нашего (пока еще) века место культурных героев, "гигантов мысли" и всяких "властителей дум" заняли жалкие шуты гороховые, фигляры и паяцы, кривляющиеся на сцене под дикую какофонию и грохот, выкрикивающие пошлые бессмысленные куплеты". Во всяком случае, многие думают про музыкантов примерно так. Только как бы там ни думали, а ничего уже не поделаешь. По-апрашу серьезно относиться к новому явлению мировой культуры! И никаких, понимаешь, поблажек некоторым распустившимся музыкальным лидерам!

"Не понимаешь ты, дубина, истории ответственный момент"

За истекшие десять лет в нашей музыке не произошло ничего интересного. Все интересное произошло за последние три года. Было примерно так. Громоздкая рок-машина с рок-клубами, рок-лабораториями, федерациями и объединениями году к девяностому мощно навернулась. От прошлого рок-н-ролльного заряда остался, по большому счету, только перманентно опальный Летов, катящийся по инерции. Кондовый андеграунд в алкогольном угаре проклинал "продажных" мэтров, однако музыкой не занимался, предпочитая оказывать реальную помощь сборщикам стеклотары типа "чебурашка". Многие жаловались на то, что "мы слишком умные (продвинутые, экстремальные, крутые), а таких не раскручивают". Кое-кто, правда, занимался делом, надеясь, в общем-то, неизвестно на что.

И тут вдруг как прорвало. 1995 г. - первый удар - "Сплин" и Ольга Арефьева со своим "Ковчегом". Сюда же подтянулся и этакий "ветеран" Чиграков "Чиж". Полтора-два года спустя - еще один ветеран с Дальнего Востока - "Мумий Тролль". "Мумий Тролль" разбудил Земфиру, Земфира развернула брит-поповую агитацию. А дальше - почти без перерыва. До... ну вот буквально до сих пор. Глаза, ей-богу, разбегаются. Особенно в последнее время. Где-то уже год, как не дают опомниться и перевести дух - такая волна поперла.

Главная фишка в этой волне, конечно же, брит-поп. Только брит-поп, как и любая другая музыка, извиняюсь, поп - так себе... В качестве общего фона, наверное, сойдет. Ярких красок и личностей там, пожалуй, не найти. Фигуры "культуртрегеров" Лагутенко и Рамазановой еще заметны, а остальные растворяются в образе модного пупсика, одетого в модные шмотки. Просто ради прикола можно перечислить - "Танцы Минус", "Жуки", Чичерина, из "ненаших" - "Океан Эльзы"... И это только раскрученные.

Про любовь, шмотье и крутизну. А в роли "плохого парня" - один козел из параллельного класса. Оп-па! Вот тебе и Децл. На настоящий рэп он похож, как "Песняры" на "Pink Floyd". То есть вместо "обратной стороны Луны" - "малиновки заслышав голосок". А вместо "я отстрелил белому ублюдку ползадницы" - "я выкинул дневник..." Нет, ребята, так дело не пойдет. И если даже Децл повзрослеет (это маловероятно) и запоет про крутые бандитские разборки - это все без мазы. Что, у нас своего расейского блатняка, что ли, нет? С Шефом дела обстоят примерно так же. В принципе он мог бы и не петь. Такой "просто хип-хоп". Музыка для ног и задниц. Только вот народ наш попробуй раскачай. Не танцевали так, не танцуют и вряд ли будут. А если и будут, то лишь в пределах МКАД. Шеф - звезда хип-хопа на территории удельного княжества Московского. Так что ему лучше и не играть. И вот наконец косой такой (или окосевший) лучик вроде как русского рэпа в американской рэп-провинции. Ну натурально "Кирпичи". Я бы определил их стиль как "халява-рэп". Милое любому русскому человеку раздолбайство и похмельный синдром. Тексты, конечно, далеко не фонтан, но хотя бы остроумные. Причем где-то к третьей вещи непривычный славянскому уху ритм уже как бы и не замечаешь. Местами даже такому зануде, как я, вполне по кайфу. Так что вперед, отцы!

Песенки народные, блатные- хороводные

Попса. С ними все ясно. Будущее у них светло и безоблачно. Музыка настолько прозрачна и чиста, что ее ни черта не видно. А, скорее всего, ее и нет. Зато есть всенародная любовь. То есть спрос. "Ма-аньк, а Маньк, а тебе кто больше нравится - "Иванушки" или "Руки Вверх!"?" - "Слышь, Зинк, не знаю... "Иванушки" вроде посимпатичней, а те поют так жалистно... Про любовь. И жизненно так..." Во всяком случае, последние года два в провинциальных дискотеках они - абсолютные лидеры. И никакому хип-хопу с ними не тягаться. А уж если и они устанут или займутся, хмм... творческим поиском, то быстро подтянутся "Демо", "Стрелки", "Отпетые мошенники", ну, в общем, весь легион. Лидеры по продажам. Что у них новенького за последний год появилось? Да, кажется, ничего. Нашли тоже, где разнообразие искать. Они же все, как китайцы, на одно лицо. И песни такие же.

"Любимый напиток - сок, любимая музыка - рок..." "АДО"

Так. Осталась у нас "музыка рок". На качество музыки сейчас жаловаться стыдно. Это лет надцать назад у многих наших рок-музыкантов с музыкой были кранты. С поэзией - полный шоколад, прямо какава, а в музыке - трехаккордный отстой. Сейчас это бардовское наследие удалось побороть. И теперь все наоборот. Музыка настолько добротно сделана и прочно сбита, аранжировки такие оригинальные и сочные, что диву даешься и радуешься - ну неужели и наши наконец играть научились... А вот с текстами, братцы, полная труба. Я уж про поэзию и не говорю - с текстами, с текстами плохо, чего там...

Так вот. Все наши рокеры делятся на полностью FM-радиоформатных, частично форматных и совсем уж никуда. Насчет последних распространяться не буду, кому надо, те и сами все узнают. Не пожалеют. Из FM-радиоформатных на данный момент с наибольшим отрывом лидируют "Високосный Год" и, скорее всего, "Пилот". Масса положительных эмоций и поводов подумать над стихами. С музыкой, как ни странно, все в порядке. Ну, может быть, ВГ был бы приятнее, если брать некоторую... слащавость, что ли... Хотя это я придираюсь. Избаловался, понимаете ли, на "грязных" гитарах. Ребята, не это главное. Они умудрились создать своего лирического героя, который стопроцентно узнаваем и не похож на пупсика. У Калинникова это живой еще, слава богу, тип - интеллигентный юноша без капли снобизма, который ходит на свидания если и подшофе, то обязательно с цветами. У "Пилотов" - неглупый полубогемный грязноватый джентльмен, тоже, видимо, не дурак выпить, но не шпана и не гопник. Оба они вроде как "не такие, как все, и не любят дискотеки" (привет Земфире). И так хорошо становится...

Парадоксальная команда "Би-2". Сами они, если судить по интервью, люди довольно скрытные, а песни такие, что кажется - прямо душа нараспашку. За искренность, надрывность и вкрадчивость - спасибо. Они хоть как-то компенсируют довольно бестолковые тексты. А что касается музыки... Вы когда в последний раз слушали "The Doors"? Это же классика! Средний темп, риффовая обволакивающая структура, плевать, что гитарная, а не клавишная. И, заметьте, нормальный низковатый баритон. Здоровая мужская сексуальность без выкрутасов и извращений. Наконец-то достойная команда в числе фаворитов.

"Ленинград" и Найк Борзов. Отцы и дети. Борзов уже переболел "детской болезнью матюгизны", поэтому на радио - завсегда пожалуйста. Лирика опять же прорезалась. "В ситцевом платье". "Ленинград", может, тоже переболеет. Постарше станут (хотя и так уже не юноши). Правда, тогда непонятно, за что же их станут любить. Пока, во всяком случае, инерция скандальности дает неплохую перспективу, так сказать, гандикап. Но на радио с матами все равно не пустят, хоть ты тресни.

Есть еще "частичнорадиоформатные" команды. Та же непонятно растаманоромансовая Арефьева, хиппово-волосатая "Умка и Броневичок", группа "обрядового ритм-энд-блюза" "Двуречье". Можно только пожалеть, что их ставят как-то неохотно. И опять внимание - уже на выходе в "высшую лигу" нависли фолкеры и альтернативщики. Самые перспективные - Сергей Калугин и "Машнин Бэнд". Два основных направления современного андеграунда - фолк и альтернатива - могут в скором времени устроить довольно серьезный прорыв.

Coda

Напоследок - информация к размышлению. Только что перечисленные команды стилистически абсолютно разные. В истории русской культуры такая поэтическая и музыкальная мешанина в последний раз была замечена лет сто назад. Неужели новый Cеребряный век, отцы? А было бы здорово...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно