Примерное время чтения: 10 минут
279

Когда ЗАВИСТЬ убивает ЛЮБОВЬ

Так получилось, что в этом номере "Любви" переплелись сразу две темы. Одна, "дежурная", традиционно представлена на центральном развороте и посвящена так называемым любовно-эротическим играм, в которые играют как люди, так и "братья наши меньшие" (чему посвящен отдельный фоторепортаж), - занятию вполне весеннему, веселому, хотя иной раз и принимающему весьма экзотичный характер.

Другая же тема, напротив, весьма грустная и драматичная, проходит красной нитью через разные полосы этого номера, объединяя разные истории, схожие лишь в том, что на чувства их героев оказывают самое роковое влияние социально-бытовая неустроенность их жизни, уродливая социально-экономическая ситуация в стране в целом и связанная с этим ломка сознания.

Взять хотя бы зависть. Это противоречивое чувство, пожалуй, каждый из нас когда-нибудь да испытывал и... переживал из-за этого, забывая, что именно зависть порой заставляет человека идти вперед: добиваться успеха и в личной жизни, и в работе. Но зависть хороша лишь до тех пор, пока находится под нашим контролем. Как только она из-под него выходит, то из союзника тут же превращается во врага. Это подтверждает история, рассказанная нашей читательницей...

МЫ С ПАШКОЙ расписались, когда учились на последнем курсе института. Сначала все было весьма неплохо: жили мы дружно, без ссор и обид. Оба нищие, но при этом веселые - ведь у нас все впереди! По окончании института распределились в одно и то же НИИ, но, проработав некоторое время, решили, что нам нужно искать другую работу - поинтересней, поперспективней, а главное, поденежней.

Мне удалось устроиться в одно совместное предприятие, которое тогда только начинало свою деятельность в России. А Пашка так и не нашел себе ничего подходящего. С этого момента мы постепенно стали отдаляться друг от друга. У меня началась сумасшедшая, но чертовски интересная жизнь: поездки, переговоры, встречи с разными людьми. Предприятие шло в гору, вместе с ним шла в гору и моя карьера...

А муж по-прежнему работал в НИИ. Первое время после того, как я устроилась на фирму, мы еще ходили вместе с мужем по театрам и в гости, выезжали с друзьями на пикники, просто сидели вечером вдвоем и - мечтали о ребенке. Но потом это стало случаться все реже и реже, и скоро, встречаясь по вечерам дома, мы с ним уже только здоровались, после чего расходились по разным углам. Пашка стал выпивать. Я пыталась удержать его от этого, но, увы, это мне удавалось плохо. Более того, причиной своего пьянства он совершенно искренне считал... меня и "мое поведение": "Если бы ты больше времени уделяла семье, если бы не работала на своих буржуев, у нас все было бы нормально и я бы не пил".

Сказать по правде, мне его было жалко - ведь он опускался на глазах. Но бросать из-за его прихотей любимую работу я не хотела и не могла. Да это уже ничего бы и не изменило...

Несколько месяцев назад я заметила, что начальство стало хуже ко мне относиться: пошли странные проверки выполненной мной работы, начались какие-то разговоры за моей спиной, исчезло доверие коллег. Что такое? Я терялась в догадках. С каждым днем тучи надо мной сгущались все сильнее и сильнее. Наконец, устав от недомолвок, я прямо спросила у своего босса: "В чем дело?" Он долго мялся, не хотел говорить, но в конце концов признался, что в течение вот уже полутора месяцев он получает анонимки, в которых кто-то поносит меня на чем свет стоит, обвиняя в "ведении подрывной деятельности против фирмы" и в прочих неблаговидных вещах.

Я была в шоке. Кому это могло быть нужно? А я-то всегда наивно полагала, что у меня нет врагов! Разумеется, я клятвенно заверила своего начальника в своей абсолютной лояльности и благонадежности. Он ответил, что верит мне и уже давно старается выяснить, кто же автор этих гнусных пасквилей, но пока ему это не удается.

Вернувшись с работы домой, я рухнула на диван и разрыдалась. Муж, проявляя трогательную ко мне заботу, поинтересовался: "В чем дело?" Я объяснила, что так, мол, и так, кому-то я очень мешаю, и рассказала ему про анонимки. На мое сообщение Пашка отреагировал как-то странно: сначала он долго сидел рядом со мной и молчал, а потом вдруг вскочил и выбежал на улицу, громко хлопнув дверью. Пока ее металлический гул стоял в воздухе, в моей голове постепенно начало проясняться: из разрозненных фактов, как в калейдоскопе, сложилась страшная картина.

Я вдруг поняла, кому понадобилось, чтобы на фирме потеряли ко мне доверие, кто мог мечтать о том, чтобы я ушла с этой работы. Я поняла, кто тот человек, который написал эти анонимки: это был не кто иной, как мой дорогой, мой горячо любимый муж.

"Боже мой! Как он мог дойти до такого! - думала я. - Неужели он завидовал мне до такой степени, что решился на такую подлость?" Не сомневаюсь, что главной причиной его поступка была именно зависть. Ведь как раз тогда, когда мой муж оказался выброшенным за борт жизни, я, напротив, пошла вверх: у меня появилась престижная работа, на которой меня высоко ценили, у меня появилось чувство уверенности в себе и в завтрашнем дне, я обрела независимость наконец, в то время как мой Пашка (мужчина! глава семьи!) сидел на шее у жены, задыхаясь от собственного бессилия и истекая завистью и злобой. А все мои достижения у него как нож в сердце сидели. Я понимаю: здесь было задето его мужское самолюбие, но все-таки это не оправдание. Ведь он же мог хоть что-то предпринять, что-то начать делать! Почему, ну почему он не сделал никакой попытки изменить свою жизнь? И почему не сказал мне, что его зависть к моим успехам дошла до крайней точки?

Когда муж на другой день вернулся домой, я сразу поняла - он обо всем догадался. Как говорится: "Я знаю, что ты знаешь, что я знаю". Я попыталась поговорить с ним начистоту, но разговора у нас не получилось. Пашка то плакал и просил у меня прощения, то вдруг начинал меня поносить и все время, как заведенный, повторял одну и ту же фразу: "Я не мог ничего с собой поделать..."

Зато на работе у меня состоялся очень откровенный и очень честный разговор с боссом: я рассказала ему все как есть. Он мне поверил - все-таки уже не первый год вместе работаем! Так что на работе у меня теперь все в порядке. Но семьи больше нет. После этого случая нам с мужем не осталось ничего другого, как развестись.

Я знаю, что Пашка по-прежнему работает в своем НИИ и потихоньку спивается. Знаю я и то, что у него никого нет. Я тоже так и не нашла себе человека по душе. Иногда сижу одна и думаю: "Ведь что-то же можно было сделать, чтобы все это предотвратить? Знать бы только - что именно..."

Светлана П., С.-Петербург

Вот такая грустная история. Попытаемся разобраться, что и когда Светлана и Павел сделали "не так" и как им надо было себя вести, чтобы не прийти к столь печальному финалу.

Есть два довольно распространенных заблуждения: 1) женщинам чувство зависти присуще больше, чем мужчинам; 2) между мужем и женой зависти быть не может. Полная чушь! На самом деле мужчины завидуют не меньше женщин (только больше об этом молчат), а мужья часто завидуют своим женам (впрочем, как и жены - мужьям).

Вообще гипертрофированное чувство зависти одного из супругов к другому является причиной разводов гораздо чаще, чем мы даже можем себе представить. Дело в том, что зависть - чувство весьма коварное: оно умеет маскироваться под другие, самые на первый взгляд безобидные чувства и эмоции.

Например, муж Светланы, обвиняя ее в том, что она мало времени уделяет семье, как бы проявляет тем самым свою заботу. На самом же деле он просто ревнует жену к ее работе и завидует ее успехам, тогда как сам свою жизнь изменить боится. Интересно, что он, скорее всего, этого не понимал и совершенно искренне считал себя целомудренным праведником.

Надо самостоятельно либо с помощью квалифицированного психолога проанализировать ситуацию: кто что делает "не так", поскольку виноваты всегда оба, а не кто-то один - эдакий "козел отпущения". Другое дело, что кто-то бывает не прав больше, а кто-то - меньше. В любом случае, чем раньше бы супруги обнаружили, что причина их размолвки - это зависть Павла, и вовремя приступили к избавлению его от этого чувства (а не его последствий, как сделал муж Светланы), тем больше было бы у них шансов сохранить семью.

Вполне возможно, что Светлана, вместо того чтобы помочь своему супругу разобраться в себе, тем или иным образом давала ему понять, что он "никто", меж тем как его жена "кто-то". А ведь ему так нужна была ее любовь и поддержка. Либо для того, чтобы подняться над собой и начать действовать, либо для того, чтобы успокоиться и перестать ей завидовать. Откровенно поговорить друг с другом им надо давно, а после уже было "поздно пить боржоми". Ведь их ситуация не возникла на пустом месте, а накапливалась годами!

Что же делать, если вы обнаружили, что вас посетило чувство зависти к вашему супругу?

В первую очередь, надо вспомнить, что у каждого человека свои плюсы. Они непременно есть и у вас. Составьте на бумаге список из всех своих "умений" и "сильных сторон", а затем из этого списка выберите для себя то, что вам интересно больше всего. После этого начинайте это качество в себе развивать - успех вам будет обеспечен, а зависть исчезнет сама собой!

Анна МОСКАЛЮК

Ремарка редактора. И само письмо, и комментарий к нему написаны женщинами, по-женски и "во славу" Женщины... И хотя ситуация вполне может быть действительно такой, как ее трактуют наша уважаемая читательница и столь же уважаемая автор, нельзя не заметить, что ни та ни другая даже не допускают и мысли, что, быть может, дело-то вовсе и не в зависти. Быть может, Павлу просто-напросто было очень больно оттого, что Светлана всю себя посвятила престижной работе, совершенно вычеркнув из своей жизни его, своего мужа. А ему ее просто не хватало.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно