aif.ru counter
37

А на чай?

АиФ Европа № 12 01/12/2006

ИСПАНСКИЙ общепит переживает нечто вроде тихой революции. Традиция оставлять на чай медленно, но верно уходит в прошлое.

Жадных знали в лицо

КАКОЙ вопрос волнует туриста, который впервые отобедал в незнакомой ему стране? Правильно! Принято ли здесь давать чаевые? А если принято, то сколько? С некоторых пор путешественник в Испании может не волноваться - официант не посмотрит косо даже в том случае, если клиент не оставит на блюдечке с принесённым счётом ни цента.

"ДВАДЦАТЬ лет назад такое вообще было немыслимо! В ресторанах жадных клиентов знали в лицо. Ну и обслуживали, по возможности, соответственно", - рассказал корреспонденту "АиФ-Европа" Исидро Бальенас, испанский официант и бармен с многолетним стажем, ныне на пенсии. "В 70-х годах у меня был небольшой бар-кафетерий в Бенидорме. В те времена курорт был полон немцев, шведов, французов - испанцы на отдых "ещё не заработали". Ставки были твёрдые, хоть и негласные. В нашем заведении чаевые составляли примерно 5% от счёта. А в ресторанах это могли быть и все 20%. О том, чтобы взять и сгрести все монеты с тарелки, на которой официант принёс сдачу, и речи быть не могло", - вспоминает Исидро.

В 60-70-е годы цены на отдых на испанском побережье были очень низкими, что достигалось, среди прочего, благодаря низким зарплатам обслуживающего персонала. Благодарные туристы-европейцы не скупились на чаевые. Хозяева баров и ресторанов так и говорили своим работникам - платить буду мало, но не переживай - сделаешь "кассу" на чаевых. И это соответствовало действительности. Интересно, что сегодня, спустя десятилетия, практика давать на чай практически приказала долго жить, а вот зарплаты персонала в общепите так и остались минимальными.

На блюдце - пусто

ЧТО же за приступ массовой жадности переживает нынешний клиент? По мнению испанской Конфедерации потребителей, первый и главный удар по чаевым нанесло пришествие в Испанию евро. Вначале народу пришлось привыкать к ресторанным счетам в новой монете - ведь неудобно доставать карманный калькулятор и пытаться разобраться на глазах у всего ресторана: дорого или дёшево с меня взяли? Затем стало ясно - вместе с евро выросли цены, и клиент "обиделся". Мало кому улыбалась мысль разоряться ещё и на чаевые, учитывая, что чашка кофе с приходом евро подорожала в барах примерно на 70% по сравнению со старой ценой в песетах.

Урон старой традиции нанесла и популярность кредитных карт. "Пластиковые" расчёты почти исключили то самое блюдечко, на котором было принято оставлять "чаевые" монеты - остаток от сдачи. Впрочем, как говорят местные официанты, некоторые, в частности британские гости, забирая карту с того самого блюдечка или из шкатулки, как принято в некоторых ресторанах, всё же шарят по карманам и кладут туда пару наличных евро.

В Конфедерации потребителей Испании называют ещё один фактор, который, похоже, окончательно добьёт традицию давать на чай. Клиенты испанских ресторанов в массе своей полагают, что сервис в них в последние годы стал хуже. Профессионалов в сфере обслуживания всё меньше, в учебных центрах по подготовке барменов и официантов - вечный недобор. Более чем 20% обслуги в общепите - иммигранты, которым платят мало, а значит, и спрос с них минимальный.

Всего лишь за несколько лет ситуация поменялась настолько кардинально, что теперь уже не туристы, а сами испанцы оказываются более щедрыми в смысле чаевых. А зарубежные гости очень быстро смекнули: давать на чай в Испании - дело добровольное и не слишком популярное, так зачем же разоряться?

Поужинали на... 950 евро!

В ЭТОМ году мы отдыхали на Майорке. В последний вечер пригласили друзей - семью из Лондона - в ресторан. Обслуживание было просто высший класс: наш столик обслуживали сразу трое, еда превосходная, поросёнка-гриль жарили на наших глазах. А потом, услышав наши тосты на английском и поняв, что мы все уезжаем на следующий день, принесли подарок на память: милую безделушку-сувенир, так трогательно... На прощание менеджер ресторана и официанты долго желали нам "всего самого" на трёх языках, и мы отправились в отель.

Утром встали с больной головой, чемоданы полусобраны, что-то меня как дернуло: надо посмотреть остаток по карте в Интернете. Не поленилась врубить ноутбук и, как оказалось, правильно сделала. Выписка из счёта: в 23.05 в ресторане таком-то снято 180 евро и через три минуты - в 23.09 - ещё 770 евро!!! А через полтора часа нам уже надо быть в аэропорту... На горячей линии банка (российского) долго рассказывали, что они прямо сейчас заблокировать или вернуть эти деньги сами не могут, пишите заявление, звоните в ресторан и т. д. и т. п. Сломя голову помчались в ресторан. "А-а, да вы не волнуйтесь, это ошибка, - как-то буднично уверил меня официант, - вторая сумма вернётся вам на счёт, да впрочем - через три дома отсюда наш банк, хотите - сходите туда, вам подтвердят". Бегать по банкам времени уже не было. Мы улетели. Пытались сами себя веселить шуточками: может, мы неправильно поняли и их "сюрприз" на прощание был вовсе не тот сувенирчик?

Деньги вернулись через 10 дней. Но всё равно теперь в рестораны мы ходим только с наличными.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы