aif.ru counter
60

Права: человека и водителя

АиФ Европа № 8 09/09/2004

БЕЗ машины в Германии да и вообще в Европе - швах. Дороги такие, что, как говорится, сам бог велел. Кроме того, при наличии водительских прав и работу бывает получить проще. Правда, сначала нужно получить эти самые права...

НЕДАВНО я отметил юбилей - 25 лет шоферского стажа. Хорошо помню свои водительские университеты в автошколе при ДОСААФ: наматываю круги по площадке в Лужниках, а на заднем сиденье "Жигулей" мой инструктор режется в карты с приятелем. Так продолжалось неделю. Потом мы немного поездили по городу. Параллельно по вечерам я брал уроки у своих друзей. Экзамен сдал скорее вопреки, чем благодаря. И хотя впоследствии многолетняя езда по московским улицам сделала из меня аса, в Германии пришлось не только укротить свои шоферские амбиции, но и забыть весь прежний опыт.

Проверка на фальшивость

НАДО отдать должное терпению немецких властей. Полиция долго мирилась с тем, как ездят наши соотечественники - не обращая внимания на знаки и правила. Еще несколько лет тому назад российские водительские корочки можно было запросто обменять на немецкие (эта практика до сих пор существует в Бельгии и Франции, правда, при одном важном условии - наличии вида на жительство). Затем по ним разрешили ездить только в течение года. Теперь срок их годности сократили до шести месяцев. По их прошествии вы не имеете права сесть за руль. Иначе рискуете навсегда лишиться возможности водить машину в Германии. Если вы на три года затянули с подтверждением своих российских прав, то придется полностью переучиваться. За такой курс обучения вместе с экзаменами из семейного бюджета уйдет никак не меньше 1,5 тыс. евро.

Всю информацию на эту тему можно получить в специальной службе при городской администрации, которая занимается исключительно делами, связанными с процедурой получения водительских удостоверений, новичками и заверением иностранных прав. Сюда я и явился со справками: от окулиста и со специальных курсов по оказанию первой неотложной помощи, а также двумя фотографиями. На них, по совету фотографа, я был изображен приветливо улыбающимся. От нарколога и психиатра справок не потребовалось. Все это было сдано чиновнику вместе с российскими правами и договором, заключенным с одной из автошкол о том, что они берутся за мое переобучение. Процедура заверения российских документов длится минимум две недели. Затем можно договариваться с автошколой о сроках сдачи теоретического экзамена.

В любой автошколе Германии можно за 30 евро купить экзаменационные билеты. Они есть на немецком, турецком, итальянском, английском, французском, португальском, польском, греческом, румынском, испанском и русском языках. Всего 59 билетов по 30 вопросов в каждом. Время подготовки не ограничено - как только почувствуете себя уверенно, можете записываться на тестирование. Основные вопросы касаются непосредственно безопасности движения, правил проезда перекрестков, скоростного режима, знания дорожных знаков и др. Но есть и такие, которые, на мой взгляд, весьма ярко отражают местную ментальность. Кстати, в каждом билете может быть несколько верных ответов.

На экзаменах вы получаете билеты на русском языке: тридцать вопросов, каждый из которых имеет определенное количество пунктов - от 2 до 5. Можно ответить неправильно максимум на три-четыре вопроса. Теоретический экзамен на иностранном языке стоит 48 евро. Если вы не сдали его с первого раза, можете повторять бесконечно. Но каждый раз за плату. При этом учтите, что и практический экзамен недешев - 90 евро.

Крепче за шоферку держись, баран

ОДИН мой знакомый, переехавший в Германию из Саратова, где он почти 20 лет проработал инструктором по вождению, сдавал практический экзамен до тех пор, пока у него не закончились все деньги. Он так и не смог вести машину двумя руками, не держась за рукоятку переключения передач. Кроме того, он не научился оглядываться и чаще вертеть головой при перестроении из ряда в ряд и поворотах, что считается одной из серьезных ошибок. Когда я у него спросил, будет ли он пытаться сдавать дальше, он как-то без энтузиазма ответил: "Знаешь, надоело - все им не так. Обойдусь как-нибудь и без машины".

Проблема, разумеется, не в том, что немцы какие-то особенные или правила движения здесь в корне отличаются от наших. Проблема в нас самих. Когда в процессе обучения наступает время практических занятий, то понимаешь, что тебя учат не просто крутить баранку, а в первую очередь пытаются сформировать манеру вождения. В ней главная составляющая - дружелюбие, взаимная вежливость, предусмотрительность по отношению к участникам дорожного движения, среди которых много как новичков, так и пожилых людей, которым за 80. Именно в этом разница между европейской манерой и стилем езды по российским дорогам, где часто преобладает демонстрация собственного преимущества. Вот от этого многим нашим соотечественникам отказаться трудно.

Для того чтобы подготовиться к сдаче экзамена по вождению, мне понадобилось 10 часов (по 30 евро за час) практических занятий. Это минимум, который обязан "отъездить" каждый претендент. Если этого недостаточно, то вы будете тренироваться так долго, сколько покажется достаточным вашему инструктору. "Полуфабрикат" на экзамен он не выпустит. После первого же урока, во время которого мне было указано на 12 серьезных погрешностей, моя водительская спесь улетучилась. Все остальные занятия я посвятил устранению ошибок. Зато когда я после первой же попытки сдал экзамен и получил немецкие права, то испытал необычайно приятное чувство. Наверное, от приобщения к европейской культуре.

Теперь у меня другая проблема - когда приезжаю в Москву, не могу заставить себя сесть за руль. Куда-то подевалась моя прежняя самоуверенность. Да и просто теряешься в этом шумном и хаотичном потоке машин после комфортной езды по европейским дорогам.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы