Примерное время чтения: 4 минуты
83

Из истории профанаций

В старинной садоводческой литературе можно встретить довольно полезные и любопытные сведения. Вот, например, хорошо изданная, объемная (386 стр.) книга "Промышленное плодоводство в Северной Америке", С.-Петербург, 1898 г., автор - Я. О. Немец. Содержание книги представляет собой его отчет о поездке в Америку, предпринятой в 1895 г. "по поручению и на средства Министерства земледелия и государственных имуществ с целью ознакомления с направлением и положением промышленного плодоводства в США и Канаде".

МНОГИЕ аспекты американского садоводства столетней давности с интересом читаются и сейчас. А отдельные фрагменты, особенно касающиеся различных рекламных трюков, - как будто из нашего времени. Например, отмечая великолепное качество любого посадочного материала, автор подчеркивал значительную разницу в цене обычных сортов и новинок, что вполне справедливо. Так вот, чтобы подороже продать свой товар или просто привлечь к нему внимание, некоторая "недобросовестная категория" садовых заведений использовала различную "рекламную изобретательность", как, например, описано в приведенном ниже отрывке:

"В заключение настоящего отдела я должен коснуться и темной стороны американских питомников, не большинства, конечно, но той недобросовестной категории, у которой скорая нажива на первом плане и всякая реклама, полезная для увеличения оборотов, считается позволительной. Эти, по большей части мелкие, но очень предприимчивые садовые заведения чрезвычайно ловко умеют пользоваться доверием американской публики, всегда падкой до сенсационных новинок вообще, и предлагают ежегодно какой-нибудь "небывалый, наибольший в мире плод" или "фрукт будущего"... Питомники вышесказанной категории умеют так искусно и с таким пафосом расхваливать предлагаемые плоды или овощи, что публика невольно верит в их исключительность. К описанию прилагается непременно картина, сделанная якобы прямо с натуры и, конечно, увеличенная до невероятности. Как на образец изобретательности американской рекламы укажу на появление в Колорадо необыкновенного сорта картофеля, весом в 11/2 пуда. Приложенная к объявлению фотография, очевидно, снятая с натуры, изображала мужчину, несшего на плечах огромную картофелину и согнувшегося под ее тяжестью. Даже серьезные американские и европейские журналы воспроизводили этот рисунок, снятый действительно с живого человека, но державшего на плечах не настоящий картофель, а искусно сделанную модель из картона.

Другую забавную рекламу я видел в одном каталоге садового заведения, которое предлагает купить сибирский сорт абрикоса, растущего в "Голубых горах". К этой сенсационной новинке, имевшей большой успех, приложены две раскрашенные картинки. На одной изображается этап каторжников с железными кольцами на шее (американец не может представить себе Сибирь без каторжников и ледяной пустыни), которых вели казаки на цепях по снежной равнине, на горизонте которой виднелось какое-то дерево. Второй рисунок изображает это дерево, оказавшееся рекомендованным сибирским абрикосом, усеянное фруктами, которые ели все: каторжники, казаки и даже их лошади..."

Наверняка многие сталкивались с подобной "изобретательностью" на собственном печальном опыте. Достаточно вспомнить широко разрекламированное "смородиновое дерево", оказавшееся обычной золотистой смородиной, растущей в диком виде в южных регионах. Потом стали предлагать землянику размером чуть ли не с арбуз. А теперь доверчивых покупателей завлекают чудо-малиной. Размером, правда, поскромнее - всего лишь с помидор.

Малина начинает плодоносить быстро, и вскоре обнаруживается: обычные ягоды, ничем не лучше других сортов (а иногда и хуже). Когда обманутые покупатели требуют "сатисфакции" от торговцев, их это вовсе не смущает: помидоры-то разные бывают. Вот, например, сорт "черри" - они размером с вишню, поэтому так и называются. Так что никакого обмана здесь нет. Но почему же берут такие большие деньги за ничем не выдающийся товар? А почему не брать, если дают.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно