Примерное время чтения: 3 минуты
294

Французская бессонница

Мало существует на свете режиссеров, которые столько бы страдали от нападок критиков, как Люк Бессон. В том, что его нещадно ругают соотечественники, нет ничего удивительного: французские критики вообще отличаются феноменальной злобностью, они умудрились даже "Амели" обозвать "фашистским фильмом, воспевающим идеологию "Парижа для парижан". Но в последнее время Бессона бранят по всему миру, причем на удивление единодушно.

В чем дело?

В отличие от многих других режиссеров Люк Бессон в детстве никогда не бредил кино. Он его вообще не смотрел. Его родители были аквалангистами, и маленький Люк дни напролет проводил в море, мечтая о карьере ихтиолога. Однажды в 17 лет Бессон нырнул на слишком большую глубину, и, когда он очнулся в марсельской больнице после острого приступа кессонной болезни, врачи объявили приговор - больше никаких погружений, иначе ослепнешь.

Дорога в море была закрыта, и Люк Бессон увлекся кино. Он не учился в киношколе, просто работал "на подхвате" на разных французских студиях и даже три месяца стажировался в Голливуде. В 1983 году Бессон выпускает свою первую картину - фантастическую драму "Последний бой". В целях экономии средств фильм был снят на черно-белую пленку, а к тому же был немым. "Последний бой" получил признание у критиков и 12 премий на различных кинофестивалях.

Второй работой Бессона стала знаменитая "Подземка" с Кристофером Ламбертом, затем были "Голубая бездна", "Ее звали Никита", "Леон". Постепенно Люк Бессон превращался в ключевую фигуру французского кинематографа, но чем выше он поднимался, тем больше критики и нападок вызывало его творчество. В 1995 году на церемонии вручения национальных премий "Сезар" Бессон разрыдался прямо перед телекамерами. Его "Леон" претендовал на призы по всем основным номинациям, но не получил ничего.

К середине 1990-х годов во Франции сложилась та же ситуация, что и во всем мире: местная кинопродукция была задавлена всесильным Голливудом. И тогда Люк Бессон поставил амбициозную задачу - победить Голливуд на его территории, сняв на французские деньги блокбастер мирового масштаба со звездами американского кино в главных ролях. Так возник "Пятый элемент" с Брюсом Уиллисом.

Увы, за удачей последовал провал. Многомиллионная "Жанна д'Арк" с Милой Йовович в главной роли не только была обругана критикой, но и с треском провалилась в мировом прокате. И тогда Бессон решил снова сменить тактику, отныне он больше не снимает фильмы как режиссер, зато активно начинает продюсировать фильмы своих молодых коллег. Хотя с точки зрения высокого искусства спродюсированный им фильм "Ямакаси" даже смешно сравнивать с "Леоном" или "Никитой", Бессон все же добился своего: французы наконец-то привыкают смотреть родное кино.

Можно не сомневаться, что в очередной раз критики будут ругать новое творение Бессона последними словами, а молодые зрители будут выстраиваться в очереди к кассам кино. Во всяком случае, во Франции "Такси-3" бьет все рекорды кассовых сборов. Между тем Люк Бессон не стоит на месте: только в этом году запланированы премьеры 15 фильмов, где он выступил в качестве продюсера, в Голливуде при его участии снимают ремейк первого "Такси". И пусть сейчас Бессона ругает весь мир, когда-нибудь французы наверняка поставят ему большой-большой памятник.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно