Примерное время чтения: 5 минут
315

Шок - это по-киношному

Ни для кого не секрет, что большинство фильмов, выходящих на экраны кинотеатров, рассчитаны на семейный просмотр. Голливудские продюсеры строго следят, чтобы в этих картинах всего было в меру: немного лирики, немного юмора, немного страшных моментов и много-много компьютерных спецэффектов. Не кино, а диетический фруктовый йогурт. Тем, кому этот продукт малость поднадоел, можно посоветовать отличную встряску: в небольших залах и арт-хаусных кинотеатрах сейчас демонстрируется по-настоящему шоковое кино.

Самые скандальные за последнее время фильмы - американская драма "Кен Парк" и французский триллер "Необратимость" - вышли на экран еще в начале февраля. Ларри Кларк, режиссер "Кен Парка", прославился в 1995 году, сняв скандальный фильм "Детки" о нью-йоркских тинейджерах, погрязших в пучине наркомании и разврата. В его новом фильме главные герои - юные скейтбордисты из маленького калифорнийского городка, где из развлечений только телевизор, игра "Эрудит" и... групповой секс. Жесткий и бескомпромиссный "Кен Парк" вызвал скандал не столько шокирующим сюжетом, сколько невероятно откровенными сексуальными сценами. То, что все молодые актеры выглядят намного моложе 18, позволило противникам Кларка обвинить его в пропаганде педофилии. Из-за этого продюсеры фильма даже не пытались выпустить его на экраны США, а запланированный прокат в Великобритании был отменен после того, как Ларри Кларк сломал нос английскому дистрибьютору, позволившему себе расистские высказывания. В результате Россия стала первой и пока единственной страной, где "Кен Парк" вышел на экраны.

У французского фильма "Необратимость" Гаспара Ноэ куда более успешная прокатная судьба. Хотя первый показ картины на Каннском кинофестивале прошел не слишком удачно. Наиболее чувствительные падали в обморок, 20 человек потребовали кислородные подушки, а 250 зрителей покинули зал, не в силах вынести некоторых сцен. Зато все, кто мужественно досидел до конца картины, пять минут аплодировали стоя. Что же такого ужасного в фильме? Прежде всего - сцены насилия. По сюжету, главный герой хочет отомстить подонку, изнасиловавшему и избившему его жену. Месть вершится в мрачных лабиринтах подпольного гей-клуба "Кишка": насильника бьют по голове огнетушителем, пока его лицо не превращается в кровавую кашу.

Не осталась без внимания и сама сцена анального изнасилования героини в грязном подземном переходе. И дело даже не в том, что она очень натуралистично снята ручной камерой и длится мучительные девять минут, а в том, что в роли жертвы снялась самая красивая актриса Европы Моника Белуччи. Кстати, в роли мстящего мужа героини снялся Венсан Кассель, реальный супруг Моники на момент съемок.

В последнее время яркие и провокационные фильмы начали делать и в Голливуде. 27 февраля на экраны России выходит фильм Гора Вербински "Звонок", совершивший революцию в жанре фильмов ужасов. Впрочем, началась революция еще в 1998 году, когда роман "Звонок" Кодзи Судзуки, "японского Стивена Кинга", экранизовал режиссер Хидео Наката. Несмотря на скромный бюджет, фильм получился нереально страшным. Когда японский "Звонок" показывали на кинофестивале в Москве, в самые ударные моменты весь зал кричал от ужаса, а самых чувствительных в вестибюле отпаивали валерьянкой билетерши. Вопреки ожиданиям, американский "Звонок" получился не хуже, а в чем-то и лучше оригинала. Внушительный бюджет (80 млн. долларов) позволил создателям фильма снять некоторые сцены эффектнее, чем у японцев. В "Звонке" нет ничего такого, чем обычно пугают в фильмах ужасов: ни рек крови, ни отрубленных голов, ни уродливых чудовищ. Источником смертельной опасности становятся такие невинные на первый взгляд вещи, как телефон, телевизор, видеокассета...

По большому счету, не так уж важно, на какую из трех перечисленных картин вы пойдете. Каждая из них, в отличие от фильмов-"однодневок", запоминается на всю жизнь.

Психолог Лидия Геворкян: "Ужасы снимают стресс"

Фильмы с эффектом шока (ужасы, триллеры, жесткие драмы со сценами насилия) люди смотрят по нескольким причинам. Во-первых, ими движет банальное любопытство: все, что запретно, необычно, дико - то есть не считается обществом нормой, - вызывает интерес. Во-вторых, подобные фильмы, как это ни странно, обладают способностью освобождать людей от подсознательных страхов и, кроме того, избавлять их и от каждодневно накапливаемого бытового стресса. Вызвать какое-либо психическое заболевание или отклонение у психологически здоровой, сформировавшейся личности фильмы-шоки не могут. Неприятное чувство внутреннего дискомфорта или последующие ночные кошмары - нормальная реакция. А вот людям легковозбудимым и впечатлительным, с какими-нибудь нарушениями психики или детям с несформировавшимся сознанием такое кино действительно строго противопоказано.

Смотреть подобные фильмы можно так часто, как этого хочется, - нельзя сказать, допустим: "Не больше одной "Необратимости" в месяц!" Другое дело, что нормальный человек просто не сможет воспринимать эти фильмы в больших количествах.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно