Примерное время чтения: 7 минут
287

Солдаты рекламного бизнеса

Если внимательно присмотреться к объявлениям о вакансиях, то обнаружится интересный факт: практически половина из них относится к области рекламы. Требуются менеджеры, продавцы рекламных возможностей, маркетологи, медиапланеры, копирайтеры, да и мало ли кто еще. К тому же, судя по зарплате, эти специальности не только востребованы, но и достаточно хорошо оплачиваются. Возможно, поэтому работа в рекламном бизнесе кажется многим очень привлекательной. Попробуем разобраться, как в мире рекламных профессий найти применение своим талантам и заработать кучу денег.

Рядовой ("телефонистка")

Менеджером по продажам рекламных возможностей (sales manager) может стать даже вчерашний школьник. Нужны они для того, чтобы "свести" агентства-TV-издательства с клиентами, которым не терпится рассказать о себе широкой публике.

Основую часть рабочего времени "продавец возможностей" тратит на телефонные звонки, так как именно по телефону, как правило, происходит первое знакомство с рекламодателем (особые требования - приятный тембр голоса, безупречная дикция и неиссякаемый словарный запас). Смысл работы на этой ступени заключается в том, чтобы как можно привлекательнее и ярче расписать потенциальному рекламодателю возможности СМИ или агентства, которое представляет менеджер. То есть, говоря профессиональным языком, сделать презентацию. Основная трудность работы заключается в том, что чаще всего с менеджером не хотят разговаривать, а просят прислать факс с расценками, чтобы выбросить его потом в корзину для мусора. Чтобы этого не произошло, надо быть предельно грамотным в общении с клиентом: не мямлить, не настаивать, не хамить и не подхалимничать. Говорить правду, но не всю, а только ту ее часть, которая могла бы удовлетворить собеседника. Поэтому "старшие братья по цеху", профессиональные акулы рекламного бизнеса, как правило, проводят с новичками обучающие тренинги. Устроиться менеджером по продажам обычно не составляет особого труда.

Если у вас нет никакого опыта работы в рекламе, но вы рветесь в бой, можете рассчитывать на стабильный оклад от 100 до $150 плюс от 10 до 20% от сделок. Средний заработок менеджера по продажам колеблется от 300 до $500 в месяц.

Если вы приходите в СМИ или рекламное агентство с опытом от года и со своей наработанной клиентской базой, то можно смело требовать оклад от $300 плюс те же проценты. Заработная плата в таком случае при хорошем стечении обстоятельств может приблизиться к $1000.

Чтобы стать менеджером по продажам, можно воспользоваться услугами кадровых агентств, интернет-сайтов, посвященных рынку труда, или же обычными объявлениями о поиске сотрудников в специализированных изданиях.

Лейтенант ("разводила")

Менеджер по работе с VIP-клиентами (account-manager) - отличие этой должности от обычного менеджера по продажам в том, что больше не требуется проводить столько времени у телефона. Аккаунт, как правило, не занимается поиском рекламодателей. Его задача - раскрутить заказчика на максимально возможную сумму, убедив, что без рекламы он потеряет гораздо больше. В этой работе главное - личные встречи (как следствие - особые требования к внешнему виду, манере держаться и улыбчивости).

Как правило, аккаунт должен быть в курсе ситуации на рынке куда лучше, чем его клиент (или же уметь преподносить непроверенные сведения так, что в них никто и не подумает сомневаться), особенно когда он работает с крупными заказчиками, чей рекламный бюджет составляет не одну тысячу долларов. Именно на этой ступени профессиональное образование становится необходимостью. Многие начинают учиться без отрыва от производства на вечерних отделениях рекламы и PR в университетах или на всевозможных курсах. Как правило, учеба в таких местах всегда платная. Стоимость колеблется от 1000 до 2000 тысяч долларов в год.

Стабильный оклад остается по-прежнему невысоким, около $500, большую часть заработка составляют проценты от сделок. Аккаунт-менеджеры работают в основном в рекламных агентствах. В большинстве СМИ такой должности нет.

Майор ("острослов")

Рекламные ролики придумывает огромное количество людей, и, как правило, на производство трехсекундного шедевра уходит не одна бессонная ночь не одного специалиста по шедеврам. Проблема заключается в том, что чаще всего рекламодатель и сам не знает, чего конкретно хочет. Помочь ему разобраться в собственных желаниях и возможностях сможет только друг-копирайтер. Профессии копирайтера нигде не учат. Но именно его произведения мы каждый день видим по телевизору, слышим по радио и наблюдаем на рекламных щитах, торчащих вдоль Кольцевой дороги. Придуманные им слоганы становятся частью нашей культуры и предметом для массовой иронии. Копирайтер - самая творческая профессия в рекламе, но, пожалуй, одна из самых сложных. Он должен владеть всеми специальностями понемногу: разбираться в лингвистике, журналистике, быть сценаристом, культурологом, психологом. Но прежде всего его отличает умение генерировать свежие идеи. Самые большие деньги платят не за кипы бумаги, исписанные в порыве творческой страсти, а всего за одно или два слова. Ни в какой другой профессии не спорят так о написании одной буквы или запятой. Копирайтерами чаще всего становятся журналисты или филологи, хотя это совсем не обязательно. Главное - иметь талант острословия и остроумия. Рабочий день у представителя этой профессии ненормированный. Гениальная мысль может застать вас когда угодно и где угодно.

Копирайтеры работают чаще всего в рекламных агентствах, где получают твердый оклад, который колеблется от $1000, а в некоторых до $2000. Устроиться на подобную работу не так-то просто. Как правило, вакансий копирайтеров на рынке труда совсем немного. Прежде чем вас примут на престижную работу, предстоит пройти суровый творческий конкурс, где вас попросят что-нибудь написать или сочинить (например, стишок или слоган), а также представить портфолио с готовыми проектами. Также предполагается, что вы должны знать английский язык, так как до сих пор в рекламе на российском рынке доминируют продукты иностранного производства и копирайтеру регулярно приходится адаптировать английский текст под отечественного потребителя.

Чтобы наверняка стать профессионалом в этой области, можно пойти стажером в рекламное агентство. Какое-то время придется обходиться без зарплаты, но если вы молоды и не представляете свою жизнь без самореализации в рекламном бизнесе, то это верный путь, который приведет вас к намеченной цели.

Генерал ("все в одном")

На сегодняшний день в любой уважающей себя компании существуют рекламные отделы, где работают специалисты, организующие рекламный процесс. Это и есть менеджеры по рекламе.

Без образования здесь не обойтись. Поработав какое-то время рядовым менеджером, можно пойти по двум направлениям. Получить более углубленные знания в одной из областей рекламы и стать маркетологом, медиапланером или бренд-менеджером и со временем перебраться в рекламное агентство. Или пробираться в руководящее кресло. Тогда ваша должность будет называться "директор по рекламе", что, конечно, очень солидно. Ставка по оплате менеджера по рекламе в зависимости от опыта и квалификации - от 400 до $1000.

Мнение специалиста

Назарова Наталья Николаевна - ведущий менеджер по подбору персонала кадрового центра "Триолит-Персонал":

- Профессия "менеджер по продажам рекламных возможностей" на сегодняшний день - одна из самых востребованных на рынке труда. Нередки случаи, когда компания готовит кадры сама для себя и предпочитает обучать технике продаж, что называется, с чистого листа и по собственной, неповторимой технологии.

Мария Ивановна Алексеева, доцент факультета журналистики МГУ, руководитель методического отдела факультета "Реклама и маркетинг":

- По моим наблюдениям, профильное образование - непременное условие успешной карьеры в любой области. Реклама - не исключение. Но те студенты, которые уже поработали в этой области, приходят за конкретными знаниями и легче усваивают материал, ведь они точно знают, что хотят получить от учебы.

- Прежде всего перед поступлением абитуриент должен поинтересоваться, сколько лет существует учебное заведение, какой у него статус. Я советую учиться в государственных вузах, работающих не меньше десяти лет и успевших себя зарекомендовать. Также для студентов очень важна практика. Как правило, учебные заведения трудоустройством не занимаются. Но все студенты проходят практику в рекламных агентствах и крупных компаниях, что дает им возможность проявить себя и познакомиться с будущими работодателями.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно