Примерное время чтения: 14 минут
678

Часть IV. ЧТО, КАК И ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ? (Ч-Я)

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Когда люди идут в кино, то все вместе смотрят один фильм в одном зале. То же самое происходит в театре, на стадионе... Но ведь читаем-то мы каждый "про себя", а не хором! Зачем же тогда придумали в библиотеках какие-то читальные залы, где за столиками сидят десятки людей и... читают каждый своё?

Читальный зал предназначен, в основном, не "просто для чтения". Сюда, как правило, приходят работать. Учёный пишет книгу или научную статью, для которой ему нужно много справочной и другой литературы - и он идёт в читальный зал научной библиотеки. Студент готовится к экзаменам, а у него нет полного набора конспектов и учебников - он записывается в читальный зал библиотеки своего вуза и пополняет там багаж знаний. Почему для этого используется читальный зал, а не так называемый абонемент, где книги выдают на дом? Иногда нужно просмотреть в каком-нибудь справочнике или научной монографии всего один абзац. Стоит ли для этого нести домой целую кипу толстых томов? Бывает и так, что какая-то книга имеется в библиотеке в одном-единственном экземпляре. В этом случае она на дом не выдаётся, а ею пользуются только читатели читального зала. В некоторых библиотеках есть уникальные, старинные и очень дорогие книги. Их тоже не выдают на дом, но для посетителей читального зала они доступны. Кроме того, именно в читальном зале собран обычно весь справочный аппарат библиотеки - картотеки, каталоги и др. Здесь собрана вся справочная литература - энциклопедии, словари, тематические справочники.

Многие библиотеки используют возможности читального зала для встреч с авторами популярных книг, творческих вечеров поэтов, мастеров художественного слова, обзора новинок книжного рынка... Здесь же можно полистать свежие газеты и найти статью, опубликованную год назад: ведь не можем же мы подписываться на все газеты подряд!

Сегодня на многие вопросы, которые раньше решались в читальном зале библиотеки, может ответить Интернет. Но, во-первых, ещё не каждый житель нашей страны стал своим человеком в стране Интернетии, а во-вторых, сама обстановка читального зала и готовность работающих там людей прийти на помощь читателю в его поисках, делает его привлекательным.

ЧТЕНИЕ: ИСКУССТВО ИЛИ НАУКА?

В знаменитом Толковом словаре В.И. Даля есть такое определение: "Читатель, читательница, читающий книги для себя". Сравним: чтец - это артист, мастер художественного слова, читающий со сцены литературное произведение (стихи, рассказы) для других.

Сейчас, как правило, в нашей стране не встретишь людей, которые не умеют читать (в школе-то все учатся). А вот людей, любящих читать, умеющих это делать правильно, к сожалению, гораздо меньше! Ведь чтение может (и должно) быть разным, в зависимости от того, какую книгу (произведение) человек читает, и какие задачи он перед собой ставит. Кто-то читает быстро (некоторые даже "глотают" книги!), а кто-то - медленно (см. Быстрое чтение), кто-то не оторвётся от книги, пока не прочтёт её до конца, а кто-то любит отложить новую встречу с полюбившимися героями до удобного случая... С научной книгой человека нужно учить работать, только тогда он получит настоящую пользу от этого чтения, а читать сказки мы все умеем с детства...

А чем, к примеру, отличается первое чтение книги от перечитывания? Это ведь совсем не одно и то же: при перечитывании уже не нужно так внимательно следить за развитием сюжета, а вот получать удовольствие от деталей, стиля, удачных выражений можно сколько угодно! А чтение вслух - совсем особая статья. Вслух можно читать вечером, в кругу семьи - это не просто чтение, но и сопереживание, соучастие в одном для всех процессе приобщения к прекрасному. А стихи? Многие считают, что их просто обязательно читать вслух, хотя бы вполголоса, шёпотом. Только тогда из слов рождается неповторимая музыка стиха! Наконец, всегда ли нужно делиться впечатлениями от прочитанного с друзьями, обсуждать книжную новинку?

Учёные много работают в этом направлении, пытаясь определить - что же такое "правильное чтение"? Но во многом этот вопрос каждый из нас решает для себя сам, потому что чтение - не просто наука или искусство, это ещё и громадное удовольствие. А кто может заставить нас получать удовольствие "по-научному"?


"Суть воспитания не приобретение, но употребление книг..."
ПЛУТАРХ (ок.45-127), древнегреческий писатель, историк, философ


ЧТИВО - ЭТО НЕ КНИГА!

Как это ни ужасно звучит, но вы, наверняка, слышали, что некоторые люди читают, чтобы "убить время"! В поезде, в самолёте, на скамейке, в ожидании автобуса можно развернуть газету, а можно - открыть книгу. Только редко кто в самолете читает "Войну и мир", перелистывает томик Пастернака или Бродского. Для транспорта есть свои "книги": удобный (карманный) формат, яркая обложка, не слишком высокая цена (чтобы не было жаль, если забудешь в электричке), незамысловатый стиль, ходульный язык и... не очень обременительное содержание. Незамысловатые детективы, "женские" и "любовные" романы, а ещё несколько десятилетий назад - "романы производственные", про передовиков заводов и колхозов... Прочёл и забыл. А когда возьмёшь в руки следующую книжку из такой "дорожной" серии, то долго вспоминаешь: читал или не читал? Это не просто плохие, неудачные книги. Это - чтиво. Они ничего не дают ни сердцу, ни уму. Но как научиться распознавать подделку под литературу? Этому, разумеется, учат в школе, об этом пишут и говорят литературоведы. Но всё-таки самый верный подсказчик - это ваш вкус.

ЧЕМ БОЛЕЮТ КНИГИ,
и как их хранить и лечить?

Книга, как человек, может заболеть и даже умереть - разрушиться полностью. Главными причинами этих несчастий являются время и небрежное обращение с книгами. Время старит бумагу и материалы книжного переплёта, делает их хрупкими, ломкими, а небрежность владельцев и читателей способствуют этому. "Заболеть" книжке помогают: свет, высокая температура воздуха и содержащиеся в нём вредные примеси, влажность, а также насекомые (по большей части, разные жучки - точильщики, кожееды, моль, книжная вошь и др.). Оседающая на книгах пыль не только загрязняет их, но и является прекрасной средой для развития грибков и вредных микроорганизмов, медленно, но верно, подтачивающих здоровье книги.

Это - природные враги книги. От них книгу можно оберегать, а в случае необходимости - бороться. А как быть с теми, кто разрушает книгу собственными руками - с небрежными читателями? Книгу портит перегибание, резкое раскрывание, загнутые (для заметки) углы страниц, следы грязных пальцев... Не стоит также читать книгу за обедом, положив её на тарелку с хлебом...

Если соблюдать определённые (не такие уж сложные) правила обращения с книгами, их хранения в домашних условиях (в библиотеках за этим следят специалисты), то можно продлить жизнь книги в несколько раз, и она послужит не только вам, но и вашим детям, внукам и даже правнукам! А разве не интересно перелистывать книжку, которую держал в руках ваш прадед?

Вот некоторые из правил хранения книг в домашних условиях:

- температура в комнате, где живут книги, должна быть в пределах 16-19 °С, при влажности воздуха 50-60 %;

- хранить книги удобнее всего в застеклённых стеллажах, предохраняющих их от пыли и разных случайностей; книги должны стоять вертикально (у стоящей наклонно книги деформируется переплётная крышка);

- для хранения книг разного формата лучше использовать разные полки, подходящие им по высоте;

- книги размещают на полке вплотную друг к другу, но не "в тесноте и обиде", а так, чтобы любую из них можно было свободно найти и извлечь из шкафа для прочтения (в противном случае мы рискуем порвать переплёт);

- нельзя хранить книги "кипами", на полу или в кладовках - там книги гибнут!

- убирать пыль с книжных полок и с самих книг нужно мягкой сухой тряпкой или с помощью пылесоса, включённого на минимальный режим; раз в полгода или хотя бы раз в год нужно перебирать книги, протирая полки и стеллажи тряпкой, смоченной 2%-ным раствором формалина (борьба с грибками и насекомыми);

- в хорошую погоду библиотеку нужно проветривать.

Заболевшие книги лечат. Но рецепты для каждой книжной болезни свои, и говорить о них скороговоркой не следует. О лечении, восстановлении книг, переплёте и других любопытных вещах, которые доступны любому упорному читателю, написаны специальные книги. Одна из них, выдержавшая несколько изданий, называется "Книга должна жить долго". Написал её знаток своего дела Н. Мазок, и она наверняка найдётся в любой районной библиотеке.


"В настоящее время нам недостаточно, чтобы нас научили читать, нам надо, чтобы нас ещё научили, как читать и что читать..."
Бенджамин ДИЗРАЭЛИ (1804-1881), английский писатель и политик


ЧТО ЧИТАЕМ?
Роды, виды и жанры литературы

Учёные любят все классифицировать. Помните, в биологии: класс, семейство, вид, подвид... И всё это применительно к какой-нибудь бабочке или маленькой мышке! И в литературе существует определённая классификация. В соответствии с формой изображения человеческой личности литература делится на три рода: эпический (отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях), драматический (герои разговаривают друг с другом, они показаны в действии, в конфликте с другими людьми) и лирический (отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли). А в пределах каждого рода выделяется множество видов. В эпосе: эпопея, былина, роман, повесть, поэма, рассказ, сказка... В драматическом роде: драма, трагедия, комедия, водевиль... А в лирике - стихотворение, песня, романс, послание, элегия... Деление на виды определяется объёмом, уровнем сложности литературного произведения, а также характером изображения жизни героев. А ещё литературные произведения специалисты подразделяют на жанры. Роман, к примеру, может быть исторический, приключенческий, научно-фантастический и др.

Но писатели - странные люди! Они, работая над книгой, далеко не всегда знают, в каком литературном роде или жанре они пишут. Очень часто в книге происходит смешение родов, видов и жанров литературы, что идёт на пользу произведению. Да и читателю главное, чтобы было интересно! Хотя знать эти литературоведческие тонкости нужно - ведь вы хотите стать по-настоящему грамотным читателем?

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ И СПРАВОЧНИК

В переводе с греческого энциклопедия - обучение по всему кругу знаний. Когда-то так величали "семь свободных искусств": грамматику, риторику, диалектику, геометрию, арифметику, музыку и астрономию... Только в XVI столетии значение этого слова стало близко к современному: "сборник разнородного содержания". Сегодня, произнося слово "энциклопедия", мы имеем в виду издание, сообщающее наиболее существенные сведения по всем отраслям знаний (либо по одной из них). Одним словом, всё то, что интересно знать читателю о каком-нибудь предмете, а возвращаясь к первоисточнику, - всё тот же "круг знаний". Например, как в нашем с вами случае, о книге - от "А" до "Я"!

А справочники содержат сведения, которые могут нам понадобиться в любой момент, но которые запомнить мы в полном объёме просто не в состоянии. Есть, например, "Телефонный справочник", есть "Справочник полиграфиста", есть множество других специальных справочников. Некоторые из них выпускаются для специалистов, а некоторые - для школьников, которым требуется найти какие-то сведения об интересующем их предмете.

Таким образом, и энциклопедия, и справочная литература - это очень важная часть книжных изданий. Их, разумеется, не читают на сон грядущий, но постоянно используют в жизни и работе.


"Чтобы открыть неведомые страны, нужен был не только учебник навигации, но и "Робинзон Крузо".
М. ИЛЬИН (1895-1953), русский писатель


ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРНЫЙ И СТИЛЬ

Что такое литературный язык, язык художественного произведения? Чем он отличается от языка обиходного, который используют в обычной жизни? Почему язык писателя (разумеется, хорошего писателя) так точен, так образен, почему он позволяет нам не только представить себе героев книги живыми людьми, но и насладиться пейзажами, звуками и даже запахами так, как будто мы сами живём той жизнью, которая досталась на долю придуманных персонажей? Потому что автор талантлив? Естественно. Потому что он видит и чувствует что-то такое, о чём мы, читатели, только догадываемся? Может быть, и так. Но главное в том, что писатель умеет работать со словом! И это слово, образующее неповторимый авторский язык, позволяет нам стать не просто читателями, а соучастниками литературного явления.

"Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды", - написал когда-то Маяковский. И он был прав! Если мы посмотрим черновики, авторские рукописи великих произведений литературы, мы увидим множество зачёркнутых слов: одно слово вместо другого, а потом - ещё одно вместо этого, только что придуманного. И всё ради точности, сочности, яркости изображения пейзажа, баталии, характера героя... Этим литературный язык и отличается от языка каждодневного, обиходного. В жизни мы говорим так, как думаем, забывая порой про то, что слово - не воробей, вылетит - не поймаешь!

Замечательно подметил, говоря о языке литературы, французский писатель Ги де Мопассан: "Каков бы ни был предмет, о котором хочешь говорить, есть только одно слово, чтобы его выразить, один глагол, чтобы его одушевить и одно прилагательное, чтобы его охарактеризовать..." Может быть, ради этого самого единственного верного слова и работает писатель!

А что такое литературный стиль? Это то, что присуще только этому писателю, а не другому. Это та манера писать, расставлять и подбирать слова и выражения, делать смысловые акценты в нужных местах, пользоваться теми или иными литературными "красками"... У каждого великого писателя свой неповторимый стиль, узнаваемый в каждом его произведении. Стиль Льва Толстого не спутаешь со стилем Ивана Тургенева или Николая Гоголя. А язык героев Василия Шукшина никак не похож на речи персонажей замечательных книг Андрея Платонова. В этом многообразии языка и стиля и кроется замечательное свойство литературы: всегда быть неповторимой и интересной.


ПЛАНЕТА ЧИТАТЕЛЕЙ

Сколько книг прочтено - не имеет значения,
но имеет значение очень давно
ежедневное, ежевечернее чтение,
еженощное - с лампой зажженной - в окно.
И пока круг от лампы на крепком столе
выключается только на позднем рассвете,
всё в порядке на круглой и светлой Земле,
населенной читателями планете.

Борис СЛУЦКИЙ


ПРИГЛАШЕНИЕ К ПРОДОЛЖЕНИЮ

Вот мы с вами и дошли до конца нашей "книги о книгах". Теперь вы знаете о книге очень многое. Знаете её историю, биографию, даже её "анатомию"! Но, разумеется, то, что вы узнали - это ещё не всё. Иначе, чему бы учились пять лет студенты на нескольких факультетах Московского государственного университета печати? Для чего бы сочиняли авторы новые книги о книгах, книги о словах, о литературных героях и их прототипах?

Разговор о книгах, как и сам увлекательный и необычно "вкусный" процесс знакомства с новыми книгами и литературными произведениями, бесконечен и никогда не может быть закончен. В отличие, к сожалению, от нашего с вами разговора. А потому - побольше вам интересных и полезных встреч с самыми разными книгами! Жизнь без книжки - это не настоящая жизнь. И пусть вы и книга всегда будете лучшими друзьями!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно