aif.ru counter
62

На букву П, часть 5

АиФ Детская Энциклопедия № 11 01/11/2007

"Правила дорожного движения" - закон

Для того чтобы водители и пешеходы знали, как себя вести на дороге, были введены правила дорожного движения. О том, как и когда они появились, мы тебе уже рассказали (см. "История правил безопасности").

Сегодня "Правила дорожного движения" - это закон, устанавливающий порядок движения на дорогах. "Правила" обязательны для всех участников движения - водителей, пешеходов, пассажиров. "Правила" действуют не только на дорогах и улицах, но и во всех местах, где есть движение транспорта. Они устанавливают пределы скорости, разъясняют значение сигналов светофора и регулировщика, устанавливают форму и содержание дорожных знаков и разметки. "Правила" определяют действия участников дорожного движения в самых разных условиях и ситуациях. Они рассказывают, как должны размещаться транспортные средства на проезжей части, как можно осуществлять перестроение, обгон, остановку и стоянку, как проезжать перекрестки и железнодорожные переезды. "Правила" содержат и список требований, которым должны отвечать все транспортные средства.

За нарушение "Правил" участникам дорожного движения грозит административное наказание - штраф от 100 рублей до 5 тысяч рублей или арест на 15 суток. В случае, если нарушение привело к материальному ущербу или человеческим жертвам, виновнику грозит уголовная ответственность. Суд может приговорить его к тюремному заключению на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.

Пешеходная дорожка

В "Правилах дорожного движения" записано, что "пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски".

Организаторы дорожного движения стараются сделать все для того, чтобы водители и пешеходы как можно реже пересекались: для пешеходов строят тротуары, подземные и надземные переходы. А там, где можно, прокладывают дороги, предназначенные только для пешеходов. Сюда не могут въехать автомобили и даже велосипедисты. А пешеходы могут по ним гулять, заниматься здесь спортом, например бегом. В больших городах существуют "пешеходные зоны" - целые улицы или кварталы, куда въезд автомобилям (кроме машин "скорой помощи" и "пожарных") запрещен.

Парковки - временный дом для автомобиля

Мы уже говорили о том, что автомобиль надо куда-то ставить на ночь. Гаражи есть не у всех автовладельцев, и поэтому они ставят машины на парковки (см. "Гараж и стоянка"). О парковках стоит поговорить особо.

Что такое парковка? Это специальная асфальтовая площадка, на которой белой краской нанесена разметка: ее контуры очерчивают место для каждого автомобиля. Как правило, парковку охраняет специальный сторож, и, чтобы оставить здесь машину, надо заплатить деньги.

Поскольку в городе всегда не хватает места, то, чтобы разместить на одной парковке как можно больше автомобилей, ее часто строят многоэтажной. Машины заезжают наверх и спускаются вниз по специальным спиральным съездам - пандусам. На такой парковке автомобилю не страшен ни дождь, ни снег. А иногда этажи парковки строят под землей. Например, в Москве, на Манежной площади, уже есть подземная парковка в три этажа. А скоро в столице будут построены и другие подземные парковки. Автомобиль, если он не едет, не должен занимать много места в городе - оно нужно пешеходам.

Может быть, в недалеком будущем в больших городах нашей страны станут строить огромные парковки в 10 и больше этажей. Машины будут поднимать на специальных лифтах и расставлять по ячейкам так, как мы ставим на место книжки в шкафу.

Перекресток: будь осторожен!

Место, где встречается несколько улиц, называют перекрестком. Если две улицы просто пересекаются друг с другом, это простой перекресток. А если одна улица упирается в другую, такой перекресток называют Т-образным.

Вот что написано об этом в "Правилах дорожного движения": "Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий".

На перекрестке днем всегда много машин: одни едут прямо, другие поворачивают направо или налево, разворачиваются. Движение автомобилей регулируют светофоры, попеременно включая красный, желтый, зеленый сигнал или стрелку, или регулировщики. На перекрестках обычно, расположены и наземные пешеходные переходы (см. "Пешеходный переход - на земле, под землей и над землей"). Они обозначены "зеброй" и регулируются светофором. Если ты переходишь через дорогу на перекрестке по "зебре" на разрешающий сигнал светофора, то машины, если они поворачивают, должны уступить тебе дорогу. Но не торопись переходить, подожди, пока они не остановятся.

Пешеходный переход - на земле, под землей и над землей

Обратимся снова к "Правилам дорожного движения", в которых есть все, что нужно знать не только водителю, но и пешеходу: "Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу". При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка правила разрешают переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Но в городе переходы обычно расположены на каждом шагу - надо просто уметь их найти. Если на глаза попался синий квадрат с белым треугольником, внутри которого черный человечек идет по черным полоскам, - перед тобой наземный нерегулируемый пешеходный переход. Регулируемый пешеходный переход оснащен светофором для пешехода - черной коробочкой с двумя сигналами: "красный остановившийся человечек" - стой, "идущий зеленый человечек" - можно идти. Запомни: если на светофоре горит красный сигнал - через дорогу идти нельзя ни в коем случае! А как только загорелся сигнал "идущий зеленый человечек" - через дорогу можно переходить.

И все-таки подземный и надземный пешеходные переходы гораздо безопаснее. Подземный переход обозначен таким знаком - в синем квадрате белый треугольник с черным человечком, который спускается по лестнице; на знаке надземного перехода изо-бражен человечек, поднимающийся по лестнице. Впрочем, искать надземный переход долго не придется: его видно издалека. Это красивые застекленные мосты над дорогой. Такими переходами снабжена, к примеру, Московская кольцевая дорога. Поднимись, постой немного, посмотри на автомобильное движение, и тогда ты поймешь, какое оно сложное!

Подушки и ремни

Сидя в автомобиле, мы чувствуем себя в безопасности, потому что отделены от других машин дверцами и стеклами. Так и ты, вероятно, считаешь. Да и за рулем - кто-то из твоих родителей. Чего бояться? Увы... Если бы безопасность на дороге зависела только от этого, все было бы прекрасно. Но на дорогах одновременно находятся сотни машин, и достаточно только одному водителю ошибиться или нарушить правила, чтобы произошла авария.

Автомобиль сделан из металла, который кажется очень прочным. Но две машины, столкнувшись даже на небольшой скорости, сомнутся, как бумага. А после столкновения на больших скоростях вообще происходят ужасные трагедии. Когда автомобиль движется, все, что внутри него - водитель, пассажиры и вещи, - движется вместе с ним. Наверное, ты замечал, что, если водитель резко тормозит, тебя "бросает" вперед? Это происходит из-за инерции, о которой ты прекрасно знаешь из учебника физики: автомобиль начал останавливаться, а пассажиры - еще нет. Когда же две машины врезаются одна в другую, они останавливаются мгновенно. Но те, кто в них сидит, продолжают двигаться с той же скоростью - и их со страшной силой бросает вперед! Человеческое тело весит в среднем 60-70 килограммов - этого достаточно, чтобы выбить лобовое стекло машины. Кроме того, человек, попавший в аварию, ударяется о множество предметов внутри автомобиля - о руль, приборную панель, стойки кузова...

Чтобы избежать этого, люди придумали пристегивать себя к креслам ремнями безопасности, как делали когда-то только летчики. Теперь, если во время аварии автомобиль резко останавливается, ремень удерживает человека на сидении. Но если его туловище было "привязано" к спинке кресла, то голова остается "свободной". И после аварии уже голова продолжает двигаться вперед: человек как бы кивает ею, но очень и очень резко. В этом случае он может удариться лицом о лобовое стекло и даже погибнуть. Нужно было что-то придумать.

И люди придумали подушки безопасности. Они в свернутом виде прячутся внутри руля и панели перед пассажиром на переднем сидении, а иногда и в боковых стенках автомобиля. В случае аварии срабатывают специальные датчики, и в подушке взрывается специальный патрон. За десятые доли секунды подушка наполняется газом. Головой человек все равно ударяется, но о подушку: это не так опасно, как о твердое препятствие. А подушка сразу же сдувается. Кроме того, в момент аварии другие патроны туго-туго натягивают ремни безопасности, как можно сильнее прижимая человека к спинке сидения.

Однако осталась еще одна проблема: как защитить ребенка? Ремни безопасности на него не рассчитаны, а подушка безопасности, надуваясь, может нанести маленькому пассажиру серьезную травму. Поэтому детям моложе 12 лет нельзя ездить на переднем сидении: они должны находиться в специальных креслах на заднем сидении автомобиля (см. "Кресло для малыша").

Посмотри назад!

Даже если ты катаешься на велосипеде или роликовых коньках во дворе, то время от времени нужно обязательно посматривать назад: вдруг там появилось какое-то транспортное средство - автомобиль или мотоцикл? Если же ты сам решил куда-то повернуть, то можешь помешать едущим сзади и создать аварийную ситуацию на дороге. Так что перед тем, как совершить свой маневр, обязательно оглянись!

Почему "полицейский" лежит?

Все из нас видели на дорогах резиновые валики черно-желтого цвета, положенные поперек проезжей части. Валики могут быть и асфальтовыми, а разметка на них - белая. Эти валики называют "лежачими полицейскими" и устанавливают их там, где автомобилям необходимо снизить скорость. Например, перед пешеходным переходом или около магазина, школы, детского сада, где много пешеходов-детей. В каждом таком месте не поставишь инспектора ДПС, а на требования дорожных знаков, как мы уже говорили, не все водители обращают внимание.

Так появились "лежачие полицейские". Лежат себе и движение регулируют. Даже когда автомобиль переезжает их на небольшой скорости, его ощутимо потряхивает. А если попытаться перескочить через валик на большой скорости, водитель подпрыгнет на сидении так, что набьет себе шишку о крышу машины! Не хочешь прыгать - снижай скорость. Придумали этот валик в Европе, где человека, который следит за порядком, называют полицейским. Вот и резиновый валик назвали так же.

Права и обязанности пешеходов

Пешеход, как мы уже говорили, полноправный, а иногда и главный участник дорожного движения. Поэтому и для него написаны специальные правила. Их довольно много.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам в темное время суток или в условиях недостаточной видимости (туман, смог и т.п.) пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами, у детей это могут быть особые нашивки на одежде или ранцах.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

О том, как и где пешеходы должны переходить дорогу, мы уже рассказали. Нужно только добавить, что в местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода, а те, кто уже находятся на проезжей части, должны уступить дорогу этим транспортным средствам.

Пассажиры должны ожидать автобус или маршрутное такси только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. После высадки необходимо не задерживаясь освободить проезжую часть. А вот еще одно правило, которое записал в стихах поэт Андрей Усачев:

Чтоб не было несчастья,
Запомните, друзья,
Что на проезжей части
Играть нельзя!

Права и обязанности пассажиров

У пассажиров тоже немало обязанностей, ведь они - участники дорожного движения и должны соблюдать особые правила. Какие же это правила?

Если машина оборудована ремнями безопасности, то все пассажиры должны быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле они, как мы уже писали, должны быть в застегнутом мотошлеме. Посадку и высадку пассажиров можно производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки машины или мотоцикла. Если посадка и высадка со стороны тротуара или обочины невозможны (всякое в жизни бывает), то, согласно правилам, их можно осуществлять со стороны проезжей части, но при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Пассажирам во время движения запрещается открывать двери и отвлекать водителя от управления транспортным средством (например, разговаривать с ним, обращать его внимание на разные достопримечательности за окнами автомобиля). А при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой пассажирам не разрешается стоять, сидеть на бортах или на грузе, поднимающемся выше бортов.

Правая - левая где сторона?

Самое главное, что должен знать юный участник дорожного движения, - как правильно перейти проезжую часть дороги. Это просто. Нужно только запомнить, куда смотреть. В России и большинстве стран Европы машины едут по правой стороне дороги. То есть, если ты встанешь на тротуаре или обочине лицом к проезжей части, машины будут ехать слева направо. Значит, сначала надо посмотреть налево. Если машин нет, можно спокойно дойти до разделительной линии и посмотреть направо, в сторону встречного потока. Машин нет - можно идти на другую сторону. Если автомобильная дорога узкая, в две полосы, можно сразу посмотреть налево и направо и, когда все машины проедут, начать переход.

Лишь в нескольких странах мира (Австралия, Багамские острова, Великобритания, Гонконг, Индия, Индонезия, Ирландия, Кения, Кипр, Малайзия, Маль-дивы, Непал, Новая Зеландия, Пакистан, Сингапур, Таиланд, Шри-Ланка, Ямай-ка и Япония) автомобили движутся по левой стороне дороги. Там движение левостороннее. Левосторонним движением мы обязаны, прежде всего, Англии. Давным-давно, во времена парусных судов, не было судоходных правил. И в портах корабли плавали, как хотели, отчего часто сталкивались. Тогда было придумано правило, согласно которому встречные корабли должны были расходиться друг с другом правыми бортами. Потом это правило перенесли и на сушу.

Надо помнить, что в этих странах и руль у автомобиля не слева, а справа. Так что, если ты поедешь в одну из этих стран, будь очень внимателен: там надо смотреть сначала направо, а потом - налево. Главное - не перепутать!

"Прочие опасности"

На рисунке ты видишь красный треугольник с черным восклицательным знаком. Это дорожный знак, который называется "Прочие опасности". Что такое "прочие опасности"? Неужели нельзя выразиться поточнее?

Опасностей на дороге может быть много. Может внезапно выскочить на дорогу и попасть под колеса дикий зверь, могут посыпаться камни с близкого откоса или горы. На дорогах часто ведутся ремонтные работы, встречаются крутые спуски, подъемы и повороты, а также могут выбежать дети. Обо всем этом рассказывают знаки, которые называются преду-преждающие. Но все опасности в знаках не опишешь. Поэтому и придумали знак "Прочие опасности". Увидев его, водитель должен снять ногу с педали газа и быть готовым к торможению: впереди может ждать неизвестная опасность!

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы