Примерное время чтения: 5 минут
222

На букву Ж, часть 3

Жезл регулировщика

Сегодня черно-белый жезл регулировщика известен всем, хотя применяют его не так часто, как лет 30-40 тому назад. Когда-то он существенно отличался от нынешнего: был длиной около 50 сантиметров, красного цвета с желтой ручкой. Такой жезл появился у регулировщиков в 1922 году. Он помещался на ремне постового спереди с левой стороны, в специальном кожаном чехле. В 1935 году решили, что красный жезл не всегда виден на дороге, и в 1939-м его заменили белым с темными полосками. Таким жезл и дошел до нашего времени. В темное время суток применяется особый жезл, светящийся. Внутри у него - лампочки, работает он от батареек, и даже на темной дороге водители видят его издалека.

Железная дорога

"Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы..." Помните эту считалку? Ну а вообще-то и рельсы, и шпалы - это всем известная железная дорога. Когда-то ее называли "чугункой", потому что рельсы в давние времена делали из чугуна, теперь же - из высококачественной стали.

В энциклопедии написано, что железная дорога - рельсовый путь, предназначенный для движения поездов. Прообраз железной дороги - особые деревянные пути, которые использовались в шахтах еще в XV веке. Шахтеры догадались, что если положить на землю бревна, то катить по ним тележку с рудой или вагонетку с углем будет проще.

Потом рельсы стали делать из чугуна, а тянуть тележку - лошади. В 1803 году в Англии был построен первый паровоз. Однако прошло более 20 лет, пока в 1825 году не построили первую железную дорогу между городами Дарлингтон и Стоктон. Уже через 10 лет первую железную дорогу построили и в России: она связала Санкт-Петербург, Царское Село и Павловск. Но эта была маленькая дорога. А первая железнодорожная трасса связала две столицы империи - Москву и Санкт-Петербург. С тех пор в России проложено множество железных дорог: их общая протяженность сегодня почти 90 тысяч километров. Больше половины из них электрифицированы, то есть на них вместо тепловозов (или совсем вышедших из моды паровозов) можно использовать экономичные и более безопасные электровозы. По протяженности электрифицированных железных дорог Россия находится на первом месте в мире.

А вот загадка про железную дорогу:

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.

Железнодорожный переезд

Как мы уже говорили, железная дорога сегодня - один из самых популярных способов доставки грузов и перевозки пассажиров. Даже в городе можно увидеть рельсы, пересекающие автомобильную дорогу. А за городом это - обычная картина.

Место, где на одном уровне встречаются автомобильная и железная дороги, называется железнодорожным переездом. В других местах переезжать через рельсы ни в коем случае нельзя! Это опасно для жизни и водителя, и пассажиров. Высота рельса - более 10 сантиметров. Даже если передние колеса автомобиля преодолеют рельсы, дальше он может просто застрять. А машинист поезда, не сразу увидев препятствие, не успеет вовремя затормозить: с того момента, как он дернет за ручку тормоза, и до полной остановки поезд может пройти полтора километра и даже больше!

Поэтому там, где автомобильная дорога пересекает железную, ее обустраивают, укладывая между рельсами резиновые листы или бетонные плиты, компенсируя их высоту. Конечно, водителю все равно придется ехать медленно, чтобы автомобиль не подбрасывало при переезде.

Перед большинством переездов установлен светофор - два "глазка". Если в них попеременно загораются красные огоньки, ехать через переезд запрещено, идет поезд! Когда огоньки горят, специальное устройство подает звуковой сигнал, похожий на школьный звонок, только более тихий. Некоторые переезды оборудуются еще и шлагбаумами (см. "Шлагбаум поперек дороги!") и другими устройствами, мешающими автомобилю въехать на рельсы. Такие переезды называются регулируемыми. Рядом с ними стоит будочка, в которой дежурит специальный человек. Он должен следить за тем, чтобы переезд работал правильно. Если сломается шлагбаум или светофор, он при приближении поезда поднимет над головой красный флажок или красный фонарь, означающий, что дальше двигаться нельзя.

А есть переезды, которые обозначены только дорожными знаками, - нерегулируемые. Здесь водитель должен быть особенно осторожен. Правда, к тому времени, как ты подрастешь и сам станешь водителем, нерегулируемых переездов в нашей стране уже, наверное, не останется.

Иногда случается, что автомобиль сломался прямо на переезде - выключился и не заводится мотор. В этом случае надо попросить кого-то помочь как можно скорее вытолкать его за пределы железнодорожного переезда. Если автомобиль слишком тяжелый или застрял, нужно, чтобы два человека побежали вдоль железнодорожных путей в разные стороны. Они должны пробежать не меньше тысячи метров, чтобы поезд успел затормозить. Увидев поезд, надо махать над головой куском яркой ткани, а если ночь - то фонарем или факелом. Предупредить об опасности может и водитель сломавшегося автомобиля: подавать сигналы-гудки - один длинный и три коротких, один длинный и три коротких...

Пешеход тоже должен помнить, что железная дорога - зона повышенной опасности. Идти по рельсам или по шпалам ни в коем случае нельзя.

Переходить через пути надо по специальным пешеходным мосткам или подземному переходу. А там, где их нет, - по пешеходному настилу через рельсы. И ни в коем случае не перебегать перед приближающимся поездом: лучше опоздать на электричку, чем попасть под нее! Стоять на платформе надо как можно дальше от края: при быстро мчащемся поезде возникает такой ветер, что тебя может просто "сдуть" на рельсы!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно