Примерное время чтения: 7 минут
202

Айкидо и его стили

Противник - не враг. Он партнер


Айкидо - это еще один вид боевых искусств, начало которому дало дзюдзюцу. Создатель айкидо Уэсиба Морихей был младше Дзигоро Кано. Он родился в 1883 году в городе Танабэ. В 10 лет под руководством отца он начал изучать искусство владения мечом и копьем - непременными видами оружия в арсенале самурая. Параллельно с этим он был отдан в обучение буддистским дисциплинам в монастырь секты Сингон. В пятнадцать лет Уэсиба Морихей оказывается в Токио и, не прекращая упражнений с мечом и копьем, начинает изучать дзюдзюцу в школе Кито, в которой ранее занимался Дзигоро Кано.

Уэсиба Морихей прожил длинную, полную драматических событий жизнь. Он занимался коммерческой, общественной, религиозной деятельностью, участвовал в войнах, создавал религиозные движения и колонии на дальних северных землях. И, конечно, никогда не оставлял занятия боевыми искусствами - он продолжал совершенствоваться в искусстве владения мечом и искусстве рукопашного боя. Оставаясь неудовлетворенным своим опытом, он искал в разных додзё совершенство, овладевая техникой различных школ и направлений. Вдобавок к этому Уэсиба упорно занимался традиционной буддийской практикой - молился и медитировал. В какой-то момент медитация и тренировки слились в единое целое: тренировки становятся частью медитации, а медитация - одним из интегральных упражнений для развития навыков ведения боя.

Особое влияние на формирование учения мастера Уэсибы оказали встречи с двумя замечательными людьми. Это, во-первых, Онисабуро Дегучи - монах и чудотворец, наставник религиозной секты Оомото-кё. Его учеником и последователем долгие годы был Уэсиба. Во-вторых, это Такеда Сокаку - наставник школы Дайто-рю-айки-дзюцу, древней школы рукопашного боя. Говорят, что именно на основе этой школы и был создан новый вид борьбы - айкидо.

Дзюдзюцу и айкидо.
Общие черты и характерные отличия

Как и в дзюдзюцу (и в дзюдо) основным принципом, на котором строится ведение боя в этой борьбе, является мягкость, уступка. Правда, проявляется это в несколько ином виде. Во время демонстрации приемов в айкидо вы не увидите характерных для дзюдо попыток захватить одежду и войти в контакт с противником для последующего проведения приема. Следовательно, нет и сопротивления этим попыткам со стороны противника. Как правило, в ответ на атакующее действие противника, проводится контрприем без (или почти без) захвата одежды. Причем атакой считается любая реальная попытка совершить удар ногой или рукой (может быть, вооруженной) или попытка произвести захват. Как правило, контратакующие действия проводятся на основе болевого приема. Можно сказать, что если создатель дзюдо Кано для усиления спортивного момента отказался от болевых приемов в стойке, то, наоборот, в айкидо болевые приемы стали играть ключевую роль. Зато соревновательный аспект здесь пришлось совсем исключить. В айкидо нет борьбы в спортивном, соревновательном, смысле этого слова. Есть, как и в дзюдзюцу (и в дзюдо), свободные упражнения - рандори. Здесь они играют очень важную роль, может быть более важную, чем в дзюдо и классическом дзюдзюцу. Рандори в данном случае осуществляется следующим образом. Один партнер атакует другого в свободной манере, не договариваясь заранее о том, какая последует атака. В ответ другой перехватывает руку или ногу противника и совершает контратакующее действие. Чтобы предотвратить травму, партнер, которому проводят болевой прием, должен исполнить очень эффектное, яркое, глядя со стороны, падение, часто с кувырком или другим акробатическим трюком.

Для перехвата атакующей руки или ноги мгновенной реакции на атаку и контратакующего движения, более быстрого, чем атака, не достаточно. Необходимо предвидеть намерения противника. Говорят, что сам Уэсиба чувствовал намерения противника за несколько мгновений до совершения им каких-то агрессивных действий. Чтобы развить в себе способности к такому предвидению, в тренировочный и учебный процесс айкидо включены специальные упражнения, большая часть которых основана на медитации.

Объяснение названия и практика медитации в айкидо

Что означает элемент до, последний в названии, нам уже известно - это путь или стезя. Первый иероглиф - ай обозначает соответствовать, соединяться, согласовываться. Он (в соединении с другими иероглифами) входит и в состав таких слов, как гармония, Вселенная и т.д. Второй иероглиф - ки означает дух, чувство, настроение. Таким образом, название борьбы айкидо можно перевести как путь согласования настроений или путь гармонии чувства, или путь соответствия духовных состояний. Надо сказать, что за этим красивым поэтическим названием стоит самая серьезная практическая учебная работа. Даже если формальные упражнения выполняются без партнера, а таких в айкидо немало, их необходимо проводить с определенным чувством и с определенным намерением - как медитацию (лат. meditatio - размышление не совсем точно передает эти состояния. Речь идет скорее о созерцании). Борец айкидо путем медитации, созерцания развивает в себе чувство единения и гармонии с окружающим его миром. Противник является одним из элементов этого мира, следовательно, это чувство направлено и на него. Постепенно борец отождествляет (идентифицирует) себя со своим противником. Именно это и позволяет предвидеть, знать заранее его действия. Подчеркнем, что практика медитации осуществляется на основе физических упражнений - перемещений, телодвижений, стоек, а не только как размышление или, тем более, как кабинетное занятие.

Отметим, что подобная медитативная практика в различных формах в той или иной степени присутствует в других видах восточных единоборств.

Стили айкидо

Уэсиба Морихей умер в 1969 году, и можно сказать, что после его смерти выросло лишь одно или два поколения Учителей, продолжающих его дело. Как же получилось, что возникли разные стили айкидо? Дело в том, что Уэсиба открыл свой первый додзё, когда ему еще не было и тридцати лет. К этому времени он уже был большим мастером боевых искусств, но продолжал развивать свой стиль. Например, на определенных этапах Уэсиба включал в тренировки многочисленные упражнения с оружием, потом он отказался от части этих упражнений. Другой пример: на различных этапах разное место в тренировках получали упражнения по развитию ки (дух) и упражнения по медитации. На протяжении всего этого времени у Уэсиба были ученики, которым он даровал право преподавания. Открыв свои додзё, они начинали преподавать айкидо в том его состоянии, в каком оно находилось, когда они оставили Учителя. Именно поэтому возникли разные стили айкидо. И хотя в некоторых частностях они расходятся, в своих основах эти стили совпадают.

Сегодня самым известным является, вероятно, стиль Международной федерации "Айкикай", которой долгое время руководил Уэсиба Кисомару, сын Уэсиба Морихея, а затем его внук Моритеру. Здесь преподают айкидо в таком виде, в каком его оставил мастер к концу своей жизни - довольно мягкий стиль с многочисленными упражнениями по медитации и рассуждениями о гармонии Вселенной и так далее. Здесь меньше упражнений с оружием, меньше (почти нет) ударов. Наряду с Айкикай, существуют и развиваются более жесткие стили - такие как Кобудзюцу-айкидо, созданный Хощи Тецуоми, стили Ёсейкан-рю-айкидо, Ёшин-кан-рю-айкидо, возникшие еще при жизни Уэсибы Морихея. Есть и некоторые другие стили и направления.


Это интересно

Уэсиба Морихей был младшим ровесником мастера Кано. Эти два великих реформатора дзюдзюцу жили примерно в одно и тоже время. Они были знакомы и уважали друг друга. Оба занимались буддистской практикой, оба отказались от старых названий школ и ввели в новые названия элемент до. Перед обоими стояли сходные проблемы. Но вот решали они эти проблемы по-разному. Дзигоро Кано ввел в дзюдо соревновательный элемент и приблизил его к европейским видам единоборств. Уэсиба, наоборот, сделал соревнования в айкидо невозможными.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно