Примерное время чтения: 10 минут
427

Мировоззрение

УЧИТЕЛЬ КУН

"Преуспевшему в учебе уготована служебная карьера". Таков постулат, оказавший влияние на многие поколения китайских учащихся. Это одно из известных изречений Конфуция (551-479 гг. до н.э.) - величайшего китайского мыслителя и просветителя, основателя философского течения конфуцианства, который жил в эпоху "Весны и Осени". Он считал, что только учение может подготовить человека к занятию политикой или наукой и сделать его высоконравственной личностью.

Кун Фуцзы (Конфуций) родился в царстве Лу (нынешней провинции Шаньдун) в родовитой, но обедневшей семье, генеалогически восходившей к свергнутой в ХI веке до н.э. императорской династии Инь. В раннем детстве он потерял отца, в годы его отрочества умерла мать. Но известно, что учился Конфуций с большим рвением. "Если увижу троих прохожих, то один из них годится мне в учителя", - говорил он. Он стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов. Его педагогическая доктрина строилась на "обучении вне зависимости от рода" обучаемого и предполагала минимальную плату - "связку сушеного мяса".

Выше всего Конфуций ставил нравственные ценности и правила поведения ("ли"). По его мнению, народ следует воспитывать в духе гуманности, человечности ("жень") и соблюдения этических норм, тогда люди проникнутся любовью к ближним и станет возможным поддержание правильных взаимоотношений между старшими и младшими, проведение четкой грани между благородными и "ничтожными", а это позволит сохранить семейные устои и порядок в обществе.


Конфуций разработал систему нравственных норм поведения, главной в которой была концепция "человеколюбия". "Помогай другим утвердиться в том, в чем хочешь утвердиться сам, помогай людям достичь того, о чем мечтаешь сам", - говорил он.


"Почтительность без ритуала приводит к суетливости, осторожность без ритуала приводит к боязливости, смелость без ритуала приводит к смутам, прямота без ритуала приводит к грубости". Отсюда - повышенное внимание к внешним формам поведения, вылившееся в знаменитые "китайские церемонии".

Конфуций и другие китайские мыслители, неравнодушные к общественной пользе, требовали от государя - справедливости, от его министров - неподкупности, от чиновников - честности и профессионализма, от народа - веры, послушания вышестоящим, порядочности и упорства в работе.

Конфуций был философом "аристократов духа", поэтому для него существовало только два типа людей: "благородный муж" и "низкий человек". Он первым перевел эти понятия из сферы наследственных прав в сферу морали: "одетый в холщовое платье" может быть благородным, а недостойный Сын Неба, вроде легендарных тиранов, - низким. Голодая вместе со своими учениками, Учитель Кун следующим образом ответил на их вопрос: "Чем отличается "благородный муж" от "низкого человека", если и тот, и другой подвержены такой беде?" - "Благородный и в беде остается достойным человеком, низкий же в беде распускается".


Конфуций считал, что воспитание и образование столь же необходимы, как добывание средств к существованию.


Вся система правления и образования в феодальном Китае основывалась на постулатах Конфуция и системе государственных экзаменов. Конфуцианство было взято в качестве официальной идеологии и нравственных норм почти всеми поколениями древнекитайских правителей и легло в основу традиционного общественного сознания и морали китайцев. И во всех областях искусства, будь то поэзия, живопись, хореография или театр, китайцы достигли больших высот, уделяя главное внимание духовному содержанию, основу которого составляли нравственно-этические устои и любование природой.

"ТО, ЧТО МЫСЛИМО, ТО ОСУЩЕСТВИМО"

Большое значение в истории Китая имела и близкая к нам по времени своей жизни такая сильная личность, как Мао Цзэдун (1893 - 1976 гг.) - основатель Коммунистической партии Китая, создатель Китайской Народной Республики.

В начале 1960-х годов Мао Цзэдун был озабочен некоторыми экономическими и политическими явлениями в Китае. Он считал, что чрезмерный акцент на материальном стимулировании и другие проявления "буржуазного индивидуализма" могут подорвать основы социалистической революции. Мао опасался превращения Коммунистической партии в консервативную, элитарную, бюрократическую струк-туру. "Что делать, - вопрошал он в 1965 году, - если ревизионизм проникнет в самое сердце партии?" И ответил на этот вопрос годом позже, развернув в стране "Великую пролетарскую культурную революцию". Мао намеревался очистить КПК от "демонов" и "чудовищ", которые якобы "пошли по капиталистическому пути".

Между тем уже через несколько лет после смерти лидера КНР китайская Коммунистическая партия, воздавая должное Мао Цзэдуну как идеологу революции, осудила "культурную революцию" за крайности.


Мао уже в 10 лет проявил себя как откровенный бунтарь: мальчишка убежал из школы, не желая подчиняться требованиям учителя, который, подобно отцу Мао, отличался "жестоким, крутым нравом и часто бил учеников". А в 13 лет он ушел из дома. К моменту окончания школы мировоззрение юноши было, по его словам, "причудливой смесью либерализма, демократического реформизма и утопического социализма".


ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ

Наиболее распространенные в Китае религии - даосизм, буддизм, ислам, католицизм и христианство. Многие также являются приверженцами конфуцианства, хотя это, скорее, не религия, а морально-этическое учение.

В древности китайцы поклонялись Небу, Земле, предкам и многочисленным духам. В их честь устраивались обрядовые жертвоприношения, этот ритуал сформировался в эпоху Чжоу и стал частью жизни. Поэтому среди культовых сооружений на первом месте, как по рангу, так и по величине, были строения, предназначенные для совершения жертвоприношений. На территории Китая сохранились многочисленные культовые постройки - кумирни и храмы, в которых люди поклонялись предкам. В каждой общине имелся родовой храм, а в богатых семьях были домашние кумирни для жертвоприношений прародителям.

В Китае нет верховного духовника наподобие Римского Папы, не существует и обычая вершить политику по "указанию Бога". Дискриминация на религиозной почве тут запрещена! Ни государственное учреждение, ни общественная организация, ни частное лицо здесь не имеют права принуждать граждан к вступлению в ту или иную религиозную общину, так же как побуждать к отказу от веры. Невозможно представить, чтобы церковь ставила себя выше императорской или народной власти и государства. Тут даже допускается заимствование одной религией каких-либо элементов из других вероучений. Такие взаимные заимствования можно обнаружить во всех религиях. Не в обычае китайцев осуждать человека за то, что он приверженец другой веры или двух вероучений, скажем даосизма и буддизма, и одновременно чтит идеи Конфуция (здесь более всего проявляется терпимость). Равное почитание "отцов" трех основных вероучений - Лао Цзы (даосизм), Шакья Муни, ставшего Буддой (буддизм), и Конфуция (конфуцианство) - означает равнозначное уважительное отношение ко всем вероисповеданиям. Таким образом, не подлежит сомнению факт мирного сосуществования приверженцев разных религий.


По вечерам в небе над ламаист-ским монастырем в Пекине раздается, то нарастая, то удаляясь, звонкий гул. Этот божественный звук издает запущенная монахами стая голубей. А дело в том, что к птичьим лапкам привязаны маленькие медные и бамбуковые пластинки. Взлетев, голуби набирают скорость и начинают таинственно гудеть - птичья стая заменяет колокол.


Китайские духовные общины абсолютно независимы - они придерживаются принципа самостоятельности, не подчиняются международным религиозным организациям и не допускают вмешательства в свои дела зарубежных сил.


Любопытной особенностью ламаистской церкви является "институт перерожденцев" - лиц, в которые, по мнению приверженцев тибетского буддизма, переселяется душа скончавшегося Будды. Путем отыскания перерожденцев осуществляется передача священного сана. Этот обычай признан государством и неукоснительно соблюдается.


Исконная китайская религия, даосизм, зародилась 1800 лет назад. Ее девиз: "Человек должен поступать по образцу Земли, Земля - по образцу Неба, Небо - по велению "дао" (учения о пути), а "дао" - по законам природы". То есть даосизм - за достижение духовного совершенства в опоре на силы природы.

"ИНЬ" И "ЯН"

"Инь" и "ян" - две взаимодополняющие части единого целого, своего рода "двойной код ЭВМ", комбинациями которого можно отразить различные состояния окружающего мира.

Согласно древнекитайской космогонии (науке, которая изучает Вселенную как единое целое), в начале мира был хаос, состоящий из единой универсальной субстанции - "ци", - которая в какой-то момент разделилась на "инь" и "ян". "Ян" характеризовалось как все светлое, легкое и теплое, "инь" - темное, мутное и холодное. "Ян", более легкое, взметнувшись вверх, образовало Небо, а "инь", более тяжелое, опустилось и образовало Землю.

По китайским представлениям, все, что движется и устремляется вверх, что определимо и активно, относится к "ян". Все, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является скрытым, пассивным и имеет слабые функции, относится к "инь". Согласно этому учению, все вещи и явления имеют противоположные, дополняющие друг друга стороны. Это могут быть жара-холод, внешний-внутренний, полный-пустой, движение-покой. Человеческий организм тоже делится на противоположности. Позднее "инь" стали трактовать как символ статичности, замкнутости, спада, холода и мрака, а "ян" - как символ движения, от-крытости, подъема, тепла и света. В китайском восприятии "ян" - это Солнце, "инь" - Луна; "ян" - день, "инь" - ночь; "ян" - радость, "инь" - неприятность и так далее. Китайцы использовали концепцию "инь-ян" даже для объяснения социальных явлений. "Инь" - это женское начало, "ян" - мужское. Их бесконечное взаимодействие - первооснова всего существующего. И дело тут не в оценке, что хорошо, а что плохо, а в единстве противоположностей.

Но противоположные "инь" и "ян" взаимно противоборствуют. При ослаблении одной стороны наступает усиление другой. А вместе обе космические силы образуют "дао" - всеобщий закон Вселенной.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ

"Пять стихий"

Традиционная китайская медицина считает, что в работе организма решающую роль играют пять органов: сердце, печень, селезенка, легкие и почки. С точки зрения учения о "пяти стихиях", сердце относится к стихии огня, печень - к стихии дерева, селезенка - к стихии земли, легкие - к стихии металла, почки - к стихии воды. Таким образом, между этими органами уже предопределены взаимоотношения, которые сводятся к "стимулированию" и "преодолению". То есть нарушение работы одного органа влечет за собой нарушение деятельности других. Например, существует связь между ушами и почками, между глазами и печенью.

Пяти стихиям также соответствуют определенные цвета и стороны света: воде - север и черный цвет, дереву - восток и синий или зеленый цвета, огню - юг и алый цвет, металлу - запад и белый цвет, земле - центр и желтый цвет.

КИТАЙСКИЙ КВАДРАТ

На карте старая часть Пекина выглядит почти как правильный квадрат, да и весь город - набор квадратов и прямоугольников. Ничего круглого! Квадратной стеной обнесен Запретный город. Потому что квадрат - это Земля. Для обозначения порта, рта и прохода используется иероглиф в виде пустого квадрата ("коу"). А прямоугольник, разделенный вертикальной линией на два квадрата - это иероглиф "середина". В храме Конфуция можно купить на память о Пекине металлические монеты династии Цин, имеющие квадратные отверстия в середине. Квадратное отверстие обозначает и столицу Серединного государства, и само это государство. Во всем этом можно увидеть еще один символ: Китай - огромен, здесь все не просто умножено, а возведено в квадрат!

Древние китайцы считают, что круглые формы годятся только для недолгого пребывания. Жить в круглом доме или городе человек не может, ведь в таком случае он остается без опоры, подобно мятущимся облакам, а значит, построй сдуру круглый город, и всех его жителей будут вечно преследовать беспокойство, суета, невозможность сосредоточиться, дрожь и голод.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно