Примерное время чтения: 5 минут
388

Рембрандт Гарменс фон Рейн (1606-1669)

Голландский художник Рембрандт родился в городе Лейдене, в семье мельника. Свои первые шаги в живописи Рембрандт делает в родном городе, поэтому ранний период его творчества искусствоведы называют "лейденским". В течение трех лет он учится у местного мастера Якоба ван Сваненбурга, затем - в Амстердаме у "исторического" живописца Питера Ластмана.

Около 1625 года Рембрандт открывает в Лейдене собственную мастерскую, где обучает учеников живописи и создает свою первую картину - "Мучение св. Себастьяна" (1625).

В 1632 году Рембрандт переезжает в Амстердам, где вскоре добивается успеха, во многом благодаря немного жутковатой по сюжету картине, выполненной по заказу доктора Тульпа. Врач заказал художнику групповой портрет, на котором должен был быть изображен он со своими учениками. Рембрандт подошел к делу творчески и не стал рисовать ряд стоящих лицом к зрителю людей. Он изобразил доктора во время урока анатомии.

В центре картины, вошедшей в историю под названием "Анатомия доктора Тульпа", мы видим стол с лежащим на нем трупом. Позади стола - сам доктор Тульп, объясняющий ученикам строение сухожилий на препарированной руке покойника. Полукругом стол обступили ученики, внимательно слушающие учителя. Самое интересное в этой картине - необычайно живые, не повторяющиеся выражения лиц людей. Художнику удалось не только передать образ главного персонажа - доктора Тульпа, но и показать связь с ним всех остальных портретируемых, чего невозможно было бы добиться, пойди художник традиционным путем.

Эта работа была оценена очень высоко, и к Рембрандту толпой повалили заказчики. По просьбе штатгальтера Голландии он создает несколько картин на тему "Страсти Христа", выполняет множество портретов, а также ряд композиций на библейские и мифологические сюжеты, в частности знаменитые "Данаю" и "Ослепление Самсона" (обе 1636). Чтобы понять гениальное новаторство Рембрандта в этих картинах, надо сравнить их с работами других художников, использовавших популярные мифологические сюжеты.

"Ослепление Самсона", например, не просто иллюстрация к известной библейской истории, это масштабная трагедия преданного и униженного человека, богатыря, ставшего жертвой коварства любимой женщины. В картине динамичная, острая композиция, в которой ясно выражены мотивы поступков и чувства каждого героя. Резкий контраст света и тени подчеркивают суть происходящего (человека лишают зрения, значит, свет для него резко сменяется вечной тьмой).

В 1642 году Рембрандт снова получает заказ на групповой портрет. В этот раз он должен изобразить шестнадцать офицеров амстердамской стрелковой роты во главе с ее капитаном Францем Баннингом Коком. Каждый из портретируемых платил около ста гульденов и рассчитывал занять на картине место получше. Но их расчеты не оправдались.

Рембрандт снова пошел необычным путем и создал одно из лучших своих полотен - "Ночной дозор". На картине не статичный строй самодовольных вояк, а пока еще беспорядочная толпа воинов, поднявшихся по тревоге на защиту родного города. Они только готовятся построиться в колонну, их лица полны решимости, и каждый занят приготовлениями к сражению. Картина вызвала большое недовольство заказчиков: во-первых, вместо 16 положенных, Рембрандт нарисовал 34 фигуры (включая невесть откуда появившуюся девочку), во-вторых, из-за смелой композиции лица некоторых офицеров видны не полностью, многие отодвинуты на второй и третий план.

С этого момента началось глубокое расхождение Рембрандта с амстердамской знатью. К тому же на долю художника выпадают личные страдания: умирает его любимая жена Саския, а еще раньше - трое их детей. Рембрандт остается один с сыном Титусом. Несмотря ни на что, он продолжает работать. В 1645 году появляется картина "Святое семейство", ее первоначальное название - "Семья плотника", подчеркивающее общечеловеческую, а не сугубо религиозную суть изображаемого сюжета.

В 1650-1660 годы Рембрандт создает "Портрет Брейнинга" (1652), "Вирсавию" (1654), "Портрет старика в красном", "Портрет старушки" (оба 1654) и замечательный портрет Гендрикье Стоффельс, ставшей спустя несколько лет после смерти Саскии женой художника.

Но, как это часто бывает с гениями, художника преследовала нищета. Заказов на картины практически не было, потому что, как мы убедились на примере "Ночного дозора", мастер не хотел уступать весьма сомнительным вкусам заказчиков. В результате летом 1656 года Рембрандт объявлен несостоятельным должником, в 1657 году его имущество распродали с молотка, и художник был вынужден переселиться в гостиницу.

В 1663 году Рембрандт теряет жену, а спустя пять лет и сына. Видимо, на смерть Титуса написана замечательная картина "Возвращение блудного сына" (1668-1669), одна из последних в творчестве художника. Смерть Рембрандта прошла почти незамеченной, и лишь спустя 100-200 лет его картины были оценены как художниками, так и знатоками искусства. Сейчас полотнами Рембрандта гордятся лучшие галереи мира.

Это интересно

Рембрандту, когда он оказался полностью разоренным, приходилось идти на разные хитрости, чтобы подороже продать свои картины. Иногда его сын Титус приносил творения отца торговцам и объявлял, что полотна краденые и потому стоят дорого (находились люди, которые краденое покупали охотнее). Иногда сам художник инкогнито являлся на аукцион, где продавались его картины, и умелым торгом взвинчивал цену.

Но самым эффективным стал трюк с фальшивыми похоронами. Жена и Титус объявили всем, что великий Рембрандт умер (на самом деле он уехал в Антверпен), провели похороны и даже закопали в землю пустой гроб. После этого "представления" в дом художника хлынули желающие купить картины умершего гения. Семейный бюджет за месяц отсутствия Рембрандта пополнился почти двумя тысячами гульденов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно