Примерное время чтения: 3 минуты
124

Москва на колесах

Водитель кобылы

В старину люди, которые спешили, нанимали извозчика. Это была повозка, запряженная лошадью, на облучке сидел кучер. Плати деньги, и он довезет куда угодно! Городские извозчики появились еще в XVIII веке, а исчезли в середине века ХХ. Извозчики стояли обычно на специальных стоянках, у вокзалов, поджидая приезжих, или у театров, ресторанов. На фотографиях старой Москвы можно увидеть, что на улицах было множество извозчиков. И "ломовиков". Они на грузовых телегах перевозили товары и грузы. Извозчик считался почетной профессией. Но потом в Москве появились трамваи, автобусы, такси, и извозчики исчезли с наших улиц. Считается, что последний извозчик ушел на пенсию перед войной, в конце 1930-х годов. А вот грузы на телегах возили по Москве и в 1950-х. В одной старой песенке, которую сочинили, когда конные коляски уже уступали место автомобилям, старый извозчик спрашивает слушателей: "Какой я вам извозчик? Я - водитель кобылы!.."

Первые автомобили

Первые легковые автомобили - все, как один, иностранцы! - появились на московских улицах на рубеже XIX и ХХ веков. А первые грузовики - в 1907 году. Сначала автомобилей на улице было очень мало. В 1904 году, к примеру, во всей Москве их насчитывалось всего 115! Среди конных упряжек и повозок автомобиль выглядел чудом ХХ века! В московских газетах столетней давности даже печатались фотографии Нью-Йорка с такой подписью: "Обратите внимание на улицы американских городов, совершенно лишенные лошадей!.." Много надежд на автомашины возлагали и тогдашние защитники чистоты: "Наконец-то, с исчезновением с улиц лошадей, исчезнет и тот запах, усугубляемый пылью, который делает московскую жизнь невозможной..." Запах исчез вместе с лошадьми. А автомобиль за минувший век превратился не только в привычную деталь московских улиц, но и в "пугало" экологов: "Основная доля выбросов в атмосферу ядовитых и вредных веществ приходится на выхлопы автомобилей". Вот так, вместе с временами, меняются и оценки достижений техники.

Где место для пешеходов?

Когда-то в одной книжке авторы написали, что "пешеходов нужно любить". А вот любят ли их в нашем городе? Власти, во всяком случае, стараются это делать. Переходы через улицы оборудуются светофорами; на асфальте рисуется "зебра" (знак, предписывающий водителю пропустить пешехода), вблизи школ монтируют "лежачие полицейские" - валик из асфальта, который заставляет водителей снижать скорость; на наиболее оживленных улицах строят подземные переходы... Для безопасности пешеходов (и водителей) разработаны специальные знаки и правила, в том числе ограничивающие скорость на дорогах. Но вот все ли их выполняют?

В центре города уже создано несколько "пешеходных улиц", по которым движение транспорта запрещено - только пешеходы! Это Арбат, Столешников и Камергерский переулки... И все-таки пешеход - профессия опасная. Практически каждый день на улицах кто-нибудь (по своей неосторожности или вине водителя) попадает под машину. И очень часто это дети. Может быть, так происходит потому, что их не заставили выучить правила поведения на дорогах?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно