Примерное время чтения: 4 минуты
147

Московское метро

Представить себе сегодняшнюю столицу без метро так же невозможно, как вообразить ее без Кремля, Университета на Воробьевых горах или храма Василия Блаженного! А между тем наш метрополитен на 8 веков моложе города. Но вспомним все по порядку...

Когда оно могло появиться?

Первый проект строительства метро предложил отцам города еще в 1902 году инженер П.И. Балинский. Свое детище он назвал "проектом внеуличных железных дорог большой скорости". Правда, это было метро не подземное, а наземное - железная дорога "возвышенного типа, проложенная на высоте 5-10 метров от уровня улицы". Центральный метровокзал намечалось построить на Васильевской площади, за храмом Василия Блаженного, а центральную станцию - под Театральной площадью. Известный в начале ХХ века художник Н. Каразин, нарисовав серию картинок "Москва будущего", изобразил и станцию метро, и метромост через Москву-реку... Но проект Балинского власти города признали "несвоевременным, дорогим и уродующим исторический центр Москвы". В 1911-912 годах были новые предложения по сооружению метро, на этот раз в основном подземного. Центральный метровокзал предполагалось построить под Лубянской площадью, а возле него - склад товаров, которые предполагалось по ночам развозить по магазинам города. Но и этим планам не суждено было сбыться...

Когда его построили?

К проекту сооружения в столице метрополитена вернулись в 1931 году, когда стало ясно, что разрастающаяся Москва на трамваях и автобусах далеко не уедет. Первая очередь метро с 13 станциями от Сокольников до парка им. Горького и Смоленской площади была открыта 15 мая 1935 года. Ее протяженность составила всего 11,6 километра. А потом началось строительство других линий и новых станций, которые создавались как настоящие дворцы - из гранита и мрамора. Некоторые станции украшали скульптуры и панно, изготовленные известными художниками. Этим московское метро отличалось ото всех метрополитенов мира. Московское метро сооружалось по принципу радиусов - линий, связывающих районы города. Потом была построена и кольцевая линия, опоясавшая Москву под землей примерно по линии Садового кольца.

Строительство новых станций не прекращалось и в годы войны. В это время метро служило и бомбоубежищем: тысячи москвичей по сигналу воздушной тревоги спешили к ближайшей станции, чтобы провести там несколько часов, а то и всю ночь. В войну в метро проводились торжественные собрания, показывали кино и даже работали библиотеки. В тяжелом для Москвы ноябре 1941-го, когда гитлеровские войска подошли совсем близко к столице, на станции метро "Маяковская" состоялось торжественное заседание, посвященное одному из самых главных в те времена празднику - годовщине Октябрьской революции. То, что это торжественное заседание и парад войск на Красной площади несмотря ни на что состоялись, подняло боевой дух защитников Москвы.

Сегодня наш метрополитен - это 265,6 километра подземных дорог, 170 станций, расположенных на 12 ветках. За год метро перевозит больше 3,2 миллиона пассажиров. Почему так много, ведь в столице всего 10,5 миллиона жителей? Дело в том, что подсчет пассажиров ведется по "единичкам": спустился в метро - вот вам и одна пассажирская единица! Каждый москвич в день совершает как минимум 2-3 поездки, а приезжие и того больше - им нужно всю Москву осмотреть!..

Московское правительство утвердило программу строительства новых линий метро до 2010 года. Некоторые ветки удлинятся (от "Крылатского" до Строгина и Митина; от "Выхина" до Жулебина и от "Красногвардейской" до Братеева; от "Чкаловской" до Марьиной Рощи и т.д.). А еще к обычному метро добавится метро "легкое". Что это такое? Сейчас расскажем.

Что такое "легкое метро"?

Легкое метро похоже и не похоже на обычное. Оно проходит и под землей, и по эстакадам, перекинутым через улицы. В составе легкого метро всего три вагона, а потому перевозит оно меньше пассажиров, чем обычное, но и стоит гораздо меньше. Для того чтобы связать новый район города линией легкого метро с действующим метрополитеном нужно затратить столько же денег, сколько стоит строительство одной станции метро обычного. И выгодно, и быстро! Уже действует первая линия легкого метро, соединяющая станцию "Бульвар Дмитрия Донского" и Южное Бутово. Впереди строительство новых линий.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно