Примерное время чтения: 4 минуты
98

Гори, гори, мой светофор

Шли годы, машин в городах все прибавлялось. Справляться с растущим автомобильным потоком становилось все труднее. И тогда люди призвали на помощь автоматику, телевидение, электронику. Именно они в основном управляют сегодня транспортными артериями во всем мире, и наша страна не исключение. Но прежде чем рассказать, как это происходит, вспомним, с чего все начиналось.

Первый прибор, регулирующий движение, появился в 1868 году в просвещенной Англии. Он был установлен в Лондоне, возле здания английского парламента. Раскрашенные сигналы первое время сменялись с помощью приводных ремней. Позже светофор усовершенствовали - установили в нем газовые трубки, перед которыми через определенные промежутки времени красное стекло сменялось зеленым. Увы, судьбу первого светофора счастливой не назовешь: проработав не очень долго, он взорвался, погубив при взрыве дежурившего возле него полицейского. После этой трагедии о светофоре забыли почти на пятьдесят лет.

Вспомнили лишь в 1914 году, в Америке. Но там опыт англичан с ручным управлением световым прибором решили не повторять и сразу начали устанавливать электрические приборы.

Сначала они мигали только двумя цветами - красным и зеленым, но потом между ними загорелся желтый. Кстати, почему выбрали именно эти цвета? Оказывается, ученые уже давно доказали, что красный цвет лучше других виден издалека, поэтому он и стал запрещающим. Желтый сделали предупреждающим сигналом: он виден немного хуже красного, но лучше зеленого. А зеленый стал разрешающим сигналом.

До 1956 года на регулируемых перекрестках Москвы стояли светофоры в основном довоенного образца, которые делались по американским аналогам 20-х годов. Они хоть и были электрическими, но кнопки в них переключали вручную сами орудовцы. Естественно, милиционер не смотрел все время на секундомер и руководствовался преимущественно здравым смыслом. Скопится много машин на перекрестке, следующих в одном направлении, - регулировщик даст им зеленый свет. Когда ему покажется, что автомобильный поток иссяк, он вновь вернет красный свет. Неудобства были очевидны: отвлекается много людей - на каждый светофор, как минимум, трое, работать приходилось в три смены. Ну и потом, человек не машина, он может ошибиться, что-то упустить, не заметить. К тому же регулировщикам приходилось стоять на одном месте в мороз и в зной, отойти нельзя ни на минуту.

Во второй половине пятидесятых годов в Москве появились первые автоматические светофоры, которые работали в соответствии с заданной им программой. А вскоре на базе этих умных светофоров нашими инженерами была создана первая система координированного управления - центральная автоматическая светофорная станция. Но и это было лишь очередной ступенькой в развитии светофоров.

Прошло немного времени, и в Москве, на площади Серпуховской заставы и семи прилегающих перекрестках, начала работать электронно-цифровая система, взаимодействующая с датчиками, вмонтированными в дорожное полотно. Эти датчики реагировали на увеличение или уменьшение транспортных потоков на всех перекрестках, посылали информацию счетно-решающему устройству, которое определяло, какому из потоков отдать предпочтение, и включало соответствующий сигнал светофора.

Потренировавшись на локальных светофорных сетях, наши инженеры придумали "Старт" - систему телеавтоматического регулирования движения транспорта, которая объединила в электронную паутину несколько сот столичных светофоров. Принцип действия "Старта" простой: специальные детекторы ведут непрерывный мониторинг дорожной ситуации на основных магистралях города и через каждые 15 минут, в зависимости от обстановки, меняют параметры работы светофоров.

Несомненно, светофор - очень полезный и дружелюбный прибор. Если он запрещает движение, то делает это, чтобы обезопасить нашу жизнь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно