Примерное время чтения: 8 минут
3025

Классический танец

Чтобы грамотно говорить и писать, надо знать правила языка. То же самое и в балете. Только там вместо слов - движения, а вместо орфографии и синтаксиса - правила классического танца. Это название появилось в России в конце XIX века. До этого балетный танец называли "серьезным", "благородным", "академическим".

Система классического танца формировалась на протяжении нескольких столетий, из множества движений народных плясок и бытовых танцев были взяты самые выразительные. Постепенно разрабатывались позиции ног и рук, положения корпуса и головы, а все танцевальные движения получили названия.

Следует сказать, что балетный язык универсален: танцор из Германии поймет своего коллегу из Бразилии, а японская балерина - американскую. Как в музыке применяется итальянская терминология, а в медицине латынь, так в балете все термины - французские.

Иногда можно услышать, что все классические балеты похожи: те же позы, те же движения и прыжки. Но это происходит вовсе не из-за ограниченных возможностей классического танца. Виноват либо балетмейстер, не сумевший сочинить содержательный танец, либо артисты, не сумевшие передать все его тонкости.

Классический танец - это всего лишь система движений. Его еще надо оживить, одухотворить. Танец всегда будет казаться однообразным, если он существует только ради самого танца. Но как только он начинает раскрывать сильные чувства, как, к примеру, в балетах "Лебединое озеро" или "Ромео и Джульетта", впечатление меняется.

А теперь мы очень кратко объясним основные термины классического танца. Учтите, что ударение во французском языке всегда делается на последнем слоге.

Адажио (итал.) - медленно, спокойно. 1. Обозначение медленного темпа. 2. Танцевальный дуэт с использованием поддержек. 3. Комплекс движений в экзерсисе.

Аллегро (итал.) - веселый, радостный. 1. Быстрый, оживленный музыкальный темп. 2. Часть урока классического танца, состоящая из прыжков. 3. Классический танец, значительная часть которого основана на прыжковой и пальцевой технике. Все виртуозные танцы (антре, вариации, кода) сочинены в темпе аллегро.

Антраша (франц.) - скрещенный. Прыжок, во время которого ноги несколько раз разводятся и быстро скрещиваются. Антраша демонстрирует техническую виртуозность исполнителя.

Антре (франц.) - вход. 1. Танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей. 2. Первая часть таких классических танцевальных форм, как па де де и па де труа.

Апломб (франц.) - равновесие, самоуверенность. 1. Уверенная, свободная манера исполнения. 2. Умение сохранять в равновесии все части тела.

Арабеск (франц.) - арабский. Одна из основных поз классического танца - поднятая назад нога с вытянутым коленом. В русской школе классического танца приняты четыре вида арабеска.

Аттитюд (франц.) - поза, положение. Одна из основных поз классического танца, главная особенность которой - согнутое колено поднятой и отведенной назад ноги.

Баллон (франц.) - воздушный шар, мяч. Способность эластично, подобно мячу, отталкиваться от пола перед высокими прыжками, а также способность во время прыжка зависать в воздухе, сохраняя позу.

Батман (франц.) - биение. Группа движений работающей ноги. В классическом танце много форм батмана - от простейших до сложных. Каждое па непременно содержит элемент батмана, поэтому в экзерсисе ему придается большое значение. С помощью батманов вырабатывают определенные умения: вытягивать ногу в прямую линию, четко исполнять различные движения.

Бурре, па-де-бурре (франц.) - набивать. Мелкие танцевальные шаги.

Гран (франц.) - большой. Обозначает максимально выраженную сущность движения. Например, гран плие - глубокое приседание, гран батман жете - бросок ноги на возможно большую высоту.

Деми (франц.) - полу-, наполовину. Этот термин указывает на исполнение только половины движения. Например, деми плие - полуприседание.

Дубль (франц). - двойной. Термин указывает на двойное исполнение па.

Кабриоль (франц.) - прыжок. Один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз.

Кода (итал.) - хвост. 1. Заключительная часть многих танцевальных форм. 2. Финал акта с участием всех персонажей, кордебалета, представляющий, как правило, общий танец.

Круазе (франц.) - скрещенный. Одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются.

Жете (франц.) - бросать, кидать. Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги.

Пар терр (франц.) - на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу.

Па (франц.) - шаг. 1. Обозначение одного из видов танцевальных шагов. 2. Отдельное выразительное движение. 3. Многочастная форма классического балета - гран па, па де де, па де труа.

Па-де-баск (франц.) - шаг баска. Вид прыжка с одной ноги на другую.

Па-де-ша (франц.) - шаг кошки. Прыжковое движение, имитирующее легкий, грациозный прыжок кошки.

Па-де-сизо (франц.) - "ножницы". Прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочередно забрасываются высоко вперед, на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них резко проводится назад.

Па-де-де (франц.) - танец вдвоем. Пожалуй, самый известный сложный парный танец, состоящий из антре, адажио, вариации танцовщика, вариации танцовщицы и коды. В каждом классическом балете есть па де де, которое танцуют главные герои спектакля.

Па-де-труа (франц.) - танец втроем. Одна из разновидностей классического танца, в котором участвуют три исполнителя.

Па марше (франц.) - ходить. Танцевальный шаг, при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки.

Пассе (франц.) - проходить. Путь работающей ноги при переходе из одной позы в другую.

Пти (франц.) - маленький. Термин, применяемый для обозначения малых движений.

Пируэт (франц.) - юла. Один оборот вокруг своей оси танцовщика, стоящего на одной ноге. Два или три оборота - это соответственно два или три пируэта и т.д. В женском же танце все виды вращений носят название "тур".

Плие (франц.) - сгибать. Приседание на двух или одной ноге. Гран плие - глубокое приседание до предела, с отрывом пятки от пола; деми плие - не отрывая пяток от пола.

Препарасьон (франц.) - приготовление. Подготовительные движения для исполнения пируэтов, прыжков и других сложных па.

Релеве (франц.) - поднимать. 1. Подъем на полупальцы или пальцы. 2. Поднимание вытянутой ноги в различных направлениях и положениях классического танца.

Сюиви (франц.) - последовательный, связный. Па де бурре сюиви - непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах, которые способствуют плавному передвижению по сцене.

Тур (франц.) - оборот, поворот. Поворот тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Имеется множество разновидностей. В женском танце тур - то же самое, что у мужчин пируэт. В мужском - поворот танцовщика вокруг своей оси во время прыжка в воздухе.

Фуэте (франц.) - хлестать. Термин обозначает ряд танцевальных па, напоминающих движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе. Чаще всего фуэте - виртуозное вращение на пальцах, которое является кульминацией в па де де.

Шассе (франц.) - охотиться, гнаться. Прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую.

Экарте (франц.) - раздвигать. Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, а нога поднята в сторону.

Экзерсис (франц.) - упражнение. Первая часть урока классического танца - упражнения у станка и на середине зала, вырабатывающие профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений. Из элементарных движений, составляющих экзерсис, слагаются разнообразные формы классического танца.

Элевация (франц.) - подъем, возвышение. Природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы.

Эффасе (франц.) - сглаживать. Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно