Примерное время чтения: 14 минут
437

Вокруг цирка

АЙБОЛИТ И БЕГЕМОТ

Новогоднее представление в Ленинградском цирке. В спектакле по сказке Корнея Чуковского "Айболит" заняты дрессировщик Степан Исаакян (он играет доктора Айболита) и клоун Юрий Никулин (в роли злого Бармалея). Осматривая зверей, доктор подходит к своему любимцу, бегемоту по кличке Манук, и просит его раскрыть пасть, чтобы вылечить больной зуб. Артист ныряет в широко распахнутый рот, и в тот момент, когда он собирается выбраться оттуда, его парик с носом и очками цепляется за клык и вся маска соскакивает на язык животному. На раздумье доли секунды, ведь недолго и представление провалить. Дело в том, что дрессировщик не брился несколько дней, а маска это скрывала. Хорош будет номер, если вместо добродушного доктора ребята увидят дядьку, обросшего трехдневной щетиной. И тогда он очень осторожно начинает щекотать гортань животному. Манук еще шире раскрывает свой рот, и этого оказывается достаточно, чтобы надеть маску снова. Номер спасен. Ребята шумно аплодируют артисту, считая, что это был весьма непростой случай в стоматологической практике. А все могло бы кончиться не так весело, сомкни бегемот на секунду свою пасть с клыком, который постоянно ему подпиливают. Но даже и укороченный, он достигает 20 сантиметров. К счастью, дрессировщик и бегемот давние друзья, и потому такой невежливости гиппопотам, так еще называют бегемота, не может себе позволить.

АНЕКДОТЫ

В кабинете директора цирка раздается елефонный звонок.

"Это цирк?" - слышит он голос на другом конце провода.

"Да", - отвечает директор.

"У меня есть потрясающий номер, я умею говорить!"

Директор бросает трубку.

Вновь звонок, и тот же голос с обидой:

"Не бросайте трубку. Знаете, как трудно набирать номер копытом. Я же лошадь".

***

Директор цирка просматривает номер. На крышке рояля сидит обезьяна и поет, а крокодил ей аккомпанирует. "Номер беру! - говорит директор. - Но скажите откровенно, - обращается он к организатору номера, - так ведь быть не может?" - "Вы правы, отвечает тот, - крокодил поет и играет, а обезьяна только открывает рот".

***

К профессору психиатру обратился больной, который жаловался на то, что он все время пребывает в мрачном настроении. Профессор, пролечив его несколько недель, предложил неожиданное средство. "Сходите-ка, батенька, в цирк. Там выступает знаменитый клоун. Все от него в восторге".

Больной уныло ответил: "Не поможет, профессор. Этот клоун - я сам".

ТРИ СПИЧКИ

Старые артисты рассказывали байку про жонглера, который долго думал, чем бы ему поразить публику. Он решил проделать уникальный трюк - стал жонглировать тремя спичками. Долго репетировал, потому что это действительно сложнейший трюк: спички маленькие, легкие, попробуй поймай. Но своего добился: спички летали у него как булавы, а он изловчился их ловить за кончики. На отработку этого номера ушел чуть ли не год. А номер-то и провалился. Потому что, когда он вышел на арену и стал жонглировать, зрители ничего не увидели. Из-за провала артист с горя покончил с собой. В подобных ситуациях, когда кто-то из артистов обращался к Юрию Никулину с предложением показать нечто такое, чего никогда не было, он обычно говорил: "Знаешь, мальчик, почему этого никогда не было? Потому что это никому не нужно!"

АНТИЛОПА В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ

В аттракционе дрессировщика Степана Исаакяна был номер, когда антилопа прыгала через лежащего на манеже бегемота по кличке Манук. На одной из репетиций у нее испортилось настроение, и во время прыжков она как бы ненароком стала копытами, которые у нее весьма крепкие, задевать бегемота, оставляя на шкуре заметные полосы. Считается, что гиппопотам - толстокожее животное (толщина кожи 2 сантиметра, да еще слой жира). Но, как это ни странно, он весьма чувствителен. И вот когда антилопа взлетела в очередной раз, бегемот мгновенно вскочил и головой боднул антилопу с такой расчетливой силой, что та, перелетев ограждение, очутилась в первых рядах зрительного зала, к счастью пустого в это время. Кипящий яростью Манук, ломая железные ограждения, устремился за ней. И только своевременное вмешательство дрессировщика предотвратило печальную развязку. Впрочем, спустя час он вернул животных на манеж. Дал команду, антилопа разбежалась и... Так красиво, грациозно, а главное высоко она никогда прежде не прыгала. Затем дрессировщик еще несколько раз заставлял повторить прыжок, и результат оставался неизменно блестящим.

ПУЗЫРЕК С ГОЛУБИНОЙ КРОВЬЮ

У знаменитого дрессировщика Дурова был громадный медведь, ручной и очень добродушный. Он танцевал, ходил по бутылкам и во всем слушался своего хозяина. А вот ухаживал за медведем человек, который животных не любил и очень грубо с ними обращался. Дуров его за это уволил. Перед очередным спектаклем он как обычно отправился проверить, все ли в порядке. Цирк стоял в саду. В темном углу у входа в конюшню он заметил человека, похожего на служащего, которого уволил. Тот при виде Дурова мгновенно скрылся. Пока дрессировщик готовился к выступлению, он забыл об увиденном. И вот началось представление. Медведь послушно выполнял команды. В конце номера он должен был сесть в тройку, запряженную тремя собаками. Дрессировщик помог ему сесть и протянул бутылку с молоком. И вдруг медведь открыл пасть и вцепился в плечо Дурову. Публика в ужасе закричала, а медведь подмял дрессировщика под себя. Все растерялись, а один служащий принес вилы и уколол ими медведя. Зверь выпустил Дурова и стал бросаться на людей. Огромного труда и усилий, а главное смелости понадобилось дрессировщику, чтобы успокоить животное и завести его в клетку. Потом он долго думал над поведением медведя, а разгадка открылась неожиданно. Возле клетки он нашел пузырек с остатками крови. Так уволенный служащий решил отомстить Дурову. За час до выступления он подсунул топтыгину пузырек с голубиной кровью, зная, что кровь сильно действует на зверей. Но позже Дуров и медведь вновь подружились, и медведь больше не кидался на дрессировщика. Вообще при всем своем добродушном виде медведи в цирке считаются самыми опасными и непредсказуемыми животными, потому что никогда не подают сигнала об атаке. Именно они чаще всего становятся виновниками разных несчастных случаев. С ними надо держать ухо востро.

ПРО СЛОНА

Байка Юрия Никулина

Один человек путешествовал по Африке. Один раз повстречался ему слон, который хромал. Видит путешественник: в ноге у слона не то кусок обломанной стрелы, не то крепкий сучок сидит. Вытащил его человек, промыл рану. Слон протрубил и почти рысцой побежал. Вскоре человек оставил путешествия и осел в большом городе. Лет десять прошло. Как-то решил он пойти в цирк - там как раз группа слонов выступала. Один, самый крупный, стоит, а на нем целая пирамида собратьев громоздится. Вдруг этот самый большой слон протрубил, сбросил собратьев и подошел к человеку, которого когда-то видел в Африке. Обвил его тело хоботом, поднял в воздух и...с пятого ряда пересадил в первый. Правда, у этой байки есть и другой финал. Подошел слон к барьеру, схватил этого человека и с размаху шлепнул о манеж. "Как! - обычно кричали в этом месте люди. - Ну и слон, какой неблагодарный"! А Юрий Владимирович невозмутимо заканчивал: "Так это был другой слон!"

ЗАВТРАК НА МАНЕЖЕ

Непревзойденным мастером, звездой первой величины в цирковом искусстве считается итальянский жонглер Энрико Растелли. Он с блеском жонглировал палочками, мячами тарелками, горящими факелами, показывал головокружительные трюки. Всю свою короткую жизнь (он прожил тридцать три года) Энрико отдал любимому искусству. Он вставал в шесть утра и, пока на манеже репетировали лошади, без устали кидал в фойе цирка шарики, мячи, булавы, тарелки, палочки. Когда освобождался манеж, он продолжал репетицию на арене. Обед и завтрак ему приносили прямо на манеж. Рассказывают такой случай. Во время гастролей в России Энрико женился. Свадьба была в Харькове. Гости сидели за праздничным столом в верхнем фойе цирка. Когда кто-то по традиции крикнул "горько", невеста Энрико повернулась к жениху и увидела пустой стул. Обнаружили его в пустом манеже, где он репетировал, жонглируя шариками и палочками.

В КЛЕТКЕ С МЕДВЕДЕМ

У знаменитого дрессировщика Дурова была любимица, одна из первых его учениц свинья Чушка-Финтифлюшка. Он с ней много выступал, но один раз она чуть не погибла. А дело было так. На пароходе, который вез артистов на гастроли, Дуров привязал Чушку на палубе к перилам балкона около большой клетки, в которой сидел другой его артист, медведь Михаил Иванович Топтыгин. Никто не заметил, как медведь, который стал внимательно смотреть на Чушку, тронул лапой дверь клетки. На беду служитель, видимо, ее плохо запер. Медведь выскочил из клетки, люди в ужасе отшатнулись. Никто и опомниться не успел, как Топтыгин с ревом насел на бедную свинью. Дуров бросился на медведя, уселся на него, одной рукой ухватившись за шкуру, а другую просунул в горячую медвежью пасть и стал рвать медвежью щеку. Но это не помогло. Тогда дрессировщик, дотянувшись до медвежьего уха, начал кусать его изо всех сил. Медведь рассвирепел. Он выпрямился, потом попятился и, неожиданно втолкнув Дурова и Чушку в клетку, стал прижимать их к задней стенке. Прибежали служащие, начали колотить его железными палками. Но медведь лишь яростно от них отбивался и все сильнее придавливал дрессировщика с его ученицей к прутьям. Только когда срочно выпилили из задней стенки два прута, артистам удалось освободиться. Все они были исцарапаны и основательно помяты. Этот случай еще раз доказывает, что в обслуживании животных, особенно крупных хищников, не может быть мелочей и ко всему надо относиться ответственно. Случилось бы это, окажись дверь в клетку крепко заперта?

В ПАСТИ У БЕГЕМОТА

Это случилось на гастролях в Ялте. Сначала аттракцион экзотических животных, куда входили два бегемота, лама, обезьяны, удавы, разные заморские птицы, под руководством дрессировщика Степана Исаакяна гастролировал в Симферополе, а затем перебрался поближе к морю, в город-курорт Ялту. Звери в дороге были пять дней, и в летнюю жару главным артистам, бегемотам, необходимо было хотя бы сутки отмокнуть в бассейне. Но директор ялтинского цирка умолял дрессировщика начать выступление сразу, так как билеты были проданы заранее. Тот дрогнул и уступил. На репетиции животные были раздражены, плохо слушались дрессировщика, повторяли трюки буквально из-под палки. При выполнении последнего трюка Исаакян лег на манеж, подозвал бегемота по кличке Манук (в переводе с армянского "Малыш"), тот нехотя устроился рядом, а второй бегемот, по кличке Шаман, обладавший скверным характером жалобщика и хныкальщика, все кружил по манежу и не хотел ложиться рядом. Именно его непослушание и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Манука. Он мгновенно вскочил и ринулся на Шамана. Дрессировщик вскочил на ноги и стал между бегемотами. При этом Шаман, увидев, что он под защитой, быстренько затрусил прочь, за кулисы. А рассвирепевший Манук всю свою двухтонную ярость обрушил на дрессировщика. Он открыл пасть, в мгновенье ока схватил Исаакяна поперек тела и поднял в воздух, тот лишь успел отвернуть голову. Держа дрессировщика в пасти, зверь ринулся на металлические прутья ограждения и сходу врезался в них. Затем отбежал и ударил еще раз, потом еще раз. Решетка погнулась и лопнула. Как потом признавался дрессировщик, такое происходило впервые за десять лет работы с бегемотами, поэтому все присутствовавшие при этом - помощники, рабочие - оцепенели, не зная, что предпринять. К тому же никаких серьезных орудий усмирения рядом не было, поскольку бегемоты никогда не давали ни малейшего повода к их применению. Находясь в шоке, дрессировщик в весьма неудобной позе продолжал увещевать вошедшего в раж артиста, но тот был глух к уговорам. И только когда на него обрушился град ударов - опомнившиеся рабочие схватили кто швабры, кто метлы и стали колотить ими по спине Манука - он, не привыкший к такому обхождению, остановился и буквально выплюнул дрессировщика на манеж. И тут же улегся рядом. У дрессировщика хватило сил проводить успокоившегося бегемота в клетку, а затем Исаакяна забрала "Скорая помощь". Только через несколько месяцев мир был восстановлен. Причем, как рассказывали очевидцы, первые дни после случившегося Манук наотрез отказывался от еды, не реагировал на голоса служащих, погружался с головой в бассейн и подолгу из него не показывался. После этого Исаакян проработал вместе с Мануком еще восемнадцать лет.

О НАХОДЧИВОСТИ

Клоун Юрий Никулин работал вместе со свои напарником, клоуном Михаилом Шуйдиным, в цирке города Калинин (ныне Тверь). На одном из дневных представлений во время выступления жонглера с горящими факелами кто-то опрокинул банку с бензином, которым смачивали факелы. В бензин попала искра. Вспыхнуло пламя. Загорелись пол, занавес, повалил дым... Цирк деревянный, публики в зале битком - в основном сидят дети с бабушками. Никулин хватает огнетушитель и с криком: "А-а-а, это ты в цирке костер разжег!" - бежит по манежу за убегающим партнером. После чего поливает занавес и все горящие места из огнетушителя. Шуйдин в это время скачет вокруг, исполняя какой-то дикий танец. Дети смеются, думая, что им показывают очередную репризу. Все, к счастью, закончилось удачно, но, как вспоминал позже Никулин, до конца представления у них дрожали руки.

ДЕТИ И ЦИРК

Артисты цирка, не сговариваясь, считают, что самые благодарные зрители - дети. Они охотно включаются в любую игру, им нравится быть соучастниками представления. Однако иногда они становятся неуправляемыми. На одном утреннике дрессировщик Владимир Дуров предложил желающим выйти на манеж и покормить слоненка. Желающими оказались все дети. Они лавиной ринулись на манеж и шумной толпой окружили слоненка, который с перепугу ни от кого не принимал лакомства. Потом детей полчаса рассаживали по местам и подбирали на манеже бесчисленные варежки, шапочки и калоши.

А знаменитый иллюзионист Эмиль Теодорович Кио рассказывал, как однажды он чуть не плакал, когда во время представления на манеж выбежал какой-то мальчишка и, открыв один из его таинственных ящиков, перед всеми разоблачил секрет фокуса.

ДИКАРЬ-ЛЮДОЕД

Отец известного дрессировщика Валентина Филатова начинал в цирке еще в далекие дореволюционные времена. Дело было в маленьком провинциальном цирке, где очень плохо шли дела. Хозяин решил поправить дело и расклеил по городу афиши: "Только два дня. В цирке дикарь-людоед из заморских стран съедает живого человека на глазах у публики". Дикарем-людоедом хозяин приказал быть Ивану Лазаревичу Филатову. Его вымазали дегтем, обсыпали перьями. Он рычал, брызгал слюной, носился по клетке, тряс ее прутья. Униформисты на лопате просовывали ему убитого голубя. Он рвал его зубами, кровь текла, перья летели во все стороны. Правда, вместо настоящего голубя ему давали чучело голубя с мешочком, наполненным клюквенным соком. Публика, замерев, смотрела на этого чудище. Хозяин расхаживал по манежу и вызывал желающего быть съеденным, но никто не отважился, и тогда он торжественно объявил о конце представления. На следующий день цирк вновь ломился от зрителей. Но когда хозяин предложил выйти желающего быть съеденным, на арену нетвердой походкой вылез некий человек. Он был изрядно под хмельком. Публика загудела, а хозяин растерялся. Перепуганный людоед стал на четвереньки, начал кидаться опилками, рычать, надеясь, что человек испугается и передумает. Но тот решил твердо и вошел в клетку. "Дикарь" посмотрел умоляюще на хозяина. "Кусай, кусай!" - скозь зубы процедил он. В отчаянии Иван Лазаревич бросился на человека, запрыгнул на него и, изловчившись, больно укусил за ухо. По цирку пронесся пронзительный визг. Человек, опомнившись, начал вырываться и орать благим матом. Публика в ужасе стала вопить тоже. Униформисты по знаку хозяина бросились в клетку и оттащили перепуганного насмерть вопящего человека. А "дикарь" вошел в роль, выскочил из клетки и закричал на чистом русском языке: "Дайте мне его. Дайте! Я его загрызу!" Но в шуме и криках его, к счастью, никто не услышал. Филатова водворили в клетку и увезли за кулисы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно