aif.ru counter
01.03.2007 00:00
213

В 2009-м наступит ЕГЭ

АиФ Семейный совет № 3-04 01/03/2007

Через 2 года Единый государственный экзамен, совмещающий выпускные за курс средней школы и вступительные в вуз, станет в России всеохватными и почти безальтернативным.

Законодатели сделали исключение только для тех вузов, в которых требуются студенты со специальными творческими или физическими способностями. Точный список таких институтов еще не определен. С 2009 года будет расширен круг лиц, имеющих преимущественное право на зачисление в вузы - это дети военнослужащих, погибших при исполнении военных обязанностей, а также победители и призеры всероссийских олимпиад, члены сборных команд РФ, которые участвовали в международных олимпиадах. Вне конкурса смогут поступать дети, оставшиеся без родителей, дети-инвалиды 1 и 2 групп, граждане в возрасте до 20 лет, если они имеют только одного родителя-инвалида 1 группы или если доход семьи ниже величины прожиточного минимума. Право внеконкурсного поступления будут иметь и участники боевых действий, уволенные со службы, поступающие в военные профессиональные образовательные учреждения. Поступать "вне очереди" смогут и призеры Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр.

С 2001 года, единые экзамены в порядке эксперимента начали проводить в разных частях страны. С каждым годом новая система вовлекала все больше регионов и вузов. В Министерстве образования и науки считают, что новая экзаменационная схема позволяет объективнее оценивать знания выпускников-абитуриентов и расширяет доступ к образованию.

Так, в 2006 г. из 500 тыс. выпускников, зачисленных в вузы по результатам ЕГЭ, 35% ребят были иногородними, 25,5% - сельскими жителями. Чиновники высоко оценивают новую систему. "Любое общество всегда имеет систему образования, которая выполняет функцию равного старта для всех граждан", - подчеркивает идеолог реформы, председатель комиссии Общественной палаты России по вопросам интеллектуального потенциала нации, Ярослав Кузьминов. Спикер Госдумы Борис Грызлов убежден: "Введение ЕГЭ нанесет удар по коррупции при поступлении в вузы. Прежние вступительные экзамены были конкурсом не знаний, а сумм взяток". Но представите вузов оценивают новую систему не так оптимистично. "Коррупция - системная болезнь, я убежден, что она не может быть одним решением побеждена, - считает ректор МГУ В. Садовничий. - В Челябинске прямо поперек улицы висит растяжка: "ЕГЭ - 100 баллов по любым предметам". И телефон. Мне профессора прислали фотографию".

В этом году ЕГЭ охватят 83 субъекта федерации, отчитываться в новой форме за школьный курс будут 70% выпускников - 840 тыс. человек. Свидетельства о результатах единых экзаменов примут 1800 вузов и их филиалов. Сфера действия новой системы все расширяется. Однако противоречий, связанных с ней, остается по-прежнему много. Самое главное - многие ученые и преподаватели уверены, что баллы ЕГЭ - это не показатель реальных возможностей будущего студента.

Президент Российской академии наук Юрий Осипов считает, что повсеместное введение ЕГЭ не может стать действенным инструментом для определения уровня образованности абитуриентов. "Человек сдал ЕГЭ в школе и поступил на мехмат МГУ или ЛГУ? Это нонсенс, - поясняет академик. - Нужна личная беседа, она гораздо важнее формального экзамена".

Из апробированных в школах за последние годы тестов наибольшие нарекания у учителей вызывают материалы ЕГЭ по литературе, так как тесты не позволяют оценить творческие способности ученика, его умение строить развернутые ответы. По мнению Фурсенко, творчество и знание литературы - это совершенно разные вещи: "Есть моменты, которые можно формализовать в отношении литературы. Это названия произведений, авторы, главные герои. Если ученик читал, он должен знать, это мы и проверяем".

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков уверен, что ЕГЭ "проводятся без концепции, без финансового плана, без прогноза последствий в образовании". Зампредседателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин замечает: "Человеку 21-го века нужно развивать мышление, речь, способность общаться, творческие способности. Ничего этого ЕГЭ не делают. Вместо того чтобы развивать личность ребенка, учителя будут "натаскивать" на сдачу единых экзаменов". Экс-министр образования России Евгений Ткаченко подчеркивает: "ЕГЭ позволяют проверить сумму знаний и механическую память, но не оценивают способности детей. Это нормативный тест, который нестандартно мыслящих людей отсекает полностью. Между тем, наука основана именно на нестандартных подходах".

Нижегородская область - регион, протестующий против введения ЕГЭ. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев поясняет: "Как бы нам не потерять в образовании то, чем мы привыкли гордиться".

Новую систему не принял и МГУ им. Ломоносова - лучший университет страны. Ректор МГУ Виктор Садовничий, считает, что ЕГЭ не должны быть безальтернативными. "Мы будем продолжать искать талантливых людей через олимпиады. В прошлом году мы приняли более 2 тыс. школьников - победителей олимпиад". Должны быть сохранены собеседования, традиционные экзамены, "работа с индивидуальностью", убеждены в Российском союзе ректоров. Как рассказал Садовничий, сам он активно участвовал в обсуждении федерального закона о введении ЕГЭ, принятого на днях Госдумой, и ему удалось внести в закон положения о том, что победители олимпиад, утвержденных Министерством образования и науки РФ, могут поступать в вузы без экзаменов. Таких олимпиад, по словам Садовничего, будут десятки, и число победителей будет измеряться тысячами.

Выпускники же и их родители рады тому, что теперь нужно сдавать вдвое меньше экзаменов. Именно с этой точки зрения позитивно оценивают новую систему 43% россиян - таковы данные ВЦИОМ. Психологи и врачи уверены, что единые экзамены избавляют школьников от многих стрессов.

"Решения должны приниматься консенсусом, - говорит Андрей Фурсенко. - Теперешний закон - это несомненный шаг вперед в системе отечественного образования".

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество