aif.ru counter
248

В плену у компьютерных игр

Все более мощными становятся компьютеры, сами игры - все более привлекательными, а дети... Что же с ними происходит? Как эта проблема развивается во времени. Об этом наш корреспондент беседует с Александром ШУВАЛОВЫМ, кандидатом психологических наук, руководителем психологической службы Центра развития творчества детей и юношества "Лефортово".

Казалось бы, проблему уже изучили со всех сторон: и психологи, и медики, и педагоги. Но... Исследования - в прошлом, а наши дети живут в настоящем. И это настоящее по-прежнему включает в себя все новые и новые игры. Все более мощными становятся компьютеры, сами игры - все более привлекательными, а дети... Что же с ними происходит? Как эта проблема развивается во времени. Об этом наш корреспондент беседует с Александром ШУВАЛОВЫМ, кандидатом психологических наук, руководителем психологической службы Центра развития творчества детей и юношества "Лефортово".

- Александр Владимирович, какие изменения Вы, практический психолог, наблюдаете у детей, увлекающихся компьютерными играми? Особенно у тех, для кого это значительная часть досуга.

- Впервые мы - я и мои сотрудники - лет пятнадцать назад отметили почти одержимое увлечение детей игровыми телевизионными приставками (тогда еще компьютеры были менее доступны). В последние годы появились весомые основания говорить о новой форме патологической зависимости. К сожалению, для все возрастающего количества детей и подростков компьютерные игры становятся фактором, искажающим их развитие.

- А почему, собственно, увлечение компьютерными играми надо называть зависимостью? Ведь когда дети играют, скажем, в шахматы, в лото или в футбол, никому и в голову не приходит говорить о зависимости. В чем принципиальная разница?

- В том, что и шахматы, и лото, и футбол - это социальные формы досуга, они предполагают партнера или партнеров, есть живое общение с другим человеком. Увлеченность компьютерными играми проявляется, как минимум, в виде пагубной привычки, которая при попустительстве родителей быстро перерастает в болезненное психическое состояние.

- Поясните, почему Вы называете любовь к компьютеру пагубной привычкой?

- Пагубная привычка отвлекает от необходимых для нормального развития видов деятельности - учебы, домашнего труда, общения со сверстниками. Дело в том, что игры, вроде футбола, шахмат, вышибал и многие другие, как настольные, так и дворовые, как спортивно-состязательные, так и ролевые, тоже являются совершенно необходимым условием для нормального развития ребенка. Они ведь, кстати, неотделимы от общения со сверстниками, предполагают труд и преодоление, служат своего рода гимнастикой, как для тела, так и для ума, воли и чувств взрослеющего человека. Пагубная привычка, расширяя свои полномочия в жизни ребенка, вытесняет в том числе и здоровые игры. Постепенно она начинает доминировать настолько, что препятствует даже жизненно необходимым потребностям ребенка - таким, как сон, еда, прогулки на свежем воздухе. Что, в свою очередь, подтачивает здоровье.

- То есть родители должны понять, что страсть их ребенка к компьютерным играм - это не просто хобби, а болезнь?

- Пагубная привычка ограничивает возможности ребенка в развитии и занимает промежуточное положение между здоровьем и болезнью. Да разве можно провести четкую грань между пагубной привычкой и психологическим недугом?!

- Хотелось бы услышать от Вас что-то о конкретных проявлениях компьютерной зависимости в поведении детей. Каковы они?

- Это падение познавательных и социальных интересов, снижение учебной мотивации и, как следствие, резкий обвал школьной успеваемости, сворачивание дружеских контактов. Ребенок готов день и ночь сидеть за компьютером и бурно протестует против любых попыток хоть как-то его в этом ограничить.

- Значит, он становится еще и агрессивным?

- Точнее сказать, он становится крайне раздражительным вплоть до агрессивности. Все это негативно сказывается на его функциональном состоянии.

- Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Работоспособность - и интеллектуальная, и физическая - резко снижается, потому что длительное сосредоточение на плоскости компьютерного экрана сильно перегружает зрительные анализаторы, а через них оказывает угнетающее воздействие на нервную систему в целом, отнимая у ребенка ресурсы, необходимые для умственных занятий и общения, для решения задач развития. Хочу подчеркнуть, что у детей, увлеченных агрессивными играми-"стрелялками", наблюдается девальвация ценности всего живого.

- А как Вы это видите?

- По рисункам, по суждениям, по свидетельствам родителей. Вот пример трехмесячной давности. Ко мне на прием пришла женщина, восьмилетний сын которой успел пристраститься к электронным играм, в том числе к игре, где предлагается уничтожать разнообразных насекомых. Мама заволновалась только летом, когда семья переехала на дачу, потому что там, на природе, мальчик с азартом убивал насекомых - уже не виртуальных, а реальных жучков и паучков. Число такого рода примеров, увы, растет с пугающей быстротой, и есть все основания утверждать, что "кибер-мания" приобретает характер своего рода эпидемии.

- Какие ошибки делают родители наиболее часто в подобных ситуациях?

- В консультативной практике мы сталкиваемся с двумя типами ситуаций. Сначала это попустительское отношение со стороны родителей, когда они не придают значения страстному увлечению ребенка или, более того, используют компьютерные игры в качестве поощрения, например, за хорошие оценки в школе. Позднее, когда незаметно утрачивается контроль над ситуацией, растерянные родители признаются в своем бессилии перед зависимым поведением ребенка. Надо понимать, что предупредить проблему легче, чем ее преодолеть. Для этого родителям нужно своевременно проявить здравый смысл, терпение и волю. Преодоление зависимости - это болезненный кризис и испытание не только для ребенка, но и для всей семьи.

- А существуют ли некие индикаторы или нормы, ориентируясь на которые Вы оцениваете проявления патологии у кибер-зависимых детей? У Вас ведь, насколько я знаю, есть исследования, посвященные критериям психологического здоровья детей.

- В основе моей концепции, если говорить о самом широком ее смысле, находиться представлении о том, что любовь - это универсальный способ реализации человеком своей сути. На саму эту идею меня навели работы крупнейшего современного психолога, моего дорогого учителя Виктора Ивановича Слободчикова. Опуская научно-методологические подробности вопроса, можно утверждать, что психологию здорового ребенка (да и взрослого!) отличают: жизнелюбие, трудолюбие, любознательность и человеколюбие (или, если более широко, миролюбие). Оценивая состояние и поведение киберзависимого ребенка, мы вынуждены констатировать пораженность по всем четырем параметрам.

- Получается, что ребенок теряет любовь к жизни, к близким ему людям. Для него весь мир сужается до размера экрана монитора. Правильно?

- Действительно. На смену четырем базовым критериям нормы, перечисленным выше, приходят: обесценивание всего живого, включая себя самого вплоть до потребностей своего организма; атрофия привычки трудиться и находить в этом удовлетворение; падение познавательных интересов и саботаж учебной деятельности; замкнутость на себе, равнодушие и холодность к людям.

Если подвести итог, то ребенок, срастаясь с компьютером, постепенно превращается в безвольную биологическую машину, по существу - в придаток к компьютеру.

- Не хочется заканчивать беседу на такой грустной ноте. Поэтому хочу задать Вам следующий вопрос: можно ли детей, поврежденных киберзависимостью, реабилитировать? Вернее сказать - спасти?

- Что значит "можно"? Необходимо! Без этого наш разговор лишается смысла. Эта непростая задача требует сложения многих усилий. Усилий всех взрослых - родителей, педагогов, психологов, врачей. И даже... производителей и распространителей компьютерных игр.

- А что они-то должны делать? Не производить и не распространять?

- Сомневаюсь, конечно, что они прислушаются к такому призыву. Но, может быть, кто-то призадумается. На их благосклонность нам, пожалуй, не стоит рассчитывать.

- То есть игры никуда не денутся. И что же тогда? Может, строго запрещать?

- Каждый родитель должен сам определить свою позицию: запрещать или "дозировать". Главное понимать, что чем меньше времени ребенок проводит за компьютерными играми, тем лучше и для его здоровья, и для его личности. Справедливости ради замечу: детские души калечатся, прежде всего, уродливыми человеческими отношениями. Испытывая недостаток заботы и воспитательной мудрости со стороны старших, младшие находят утешение в пагубном, в том числе и в компьютерных играх. Поэтому одними только запретами проблему мы не решим.

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. Правда ли, что нельзя повторно использовать пластиковые бутылки?
  2. Что такое листериоз и чем он опасен?
  3. Что изменится в ЕГЭ в 2020 году?