Примерное время чтения: 5 минут
87

Узаконенная безответственность

Всем понятно, что дети идут в школу, чтобы получить образование. "Образовательное учреждение несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за: ... качество образования своих выпускников" (п.3 ст.32)*. При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что сия "ответственность" не более, чем очередной миф.

НЕЛЬЗЯ же, в самом деле, считать ответственностью возможность государственной аттестационной службы "направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования" (п.1 ст.38). Не ответственность и угроза лишения госаккредитации, которая "автоматически" следует за "повторной в течение двух лет рекламацией" (п. 4 ст. 38). Действительно, можно ли представить себе государственную школу без этой самой аккредитации и, следовательно, без финансирования и без права выдачи документов об образовании?

Всего 50%

Чтобы "соответствовать" государственным требованиям, выдавать полноценный документ об образовании, школа может всего лишь 50% своих учащихся. Ведь "условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее, чем половины его выпускников" (п. 20 ст. ЗЗ). Вот и ответ на вопросы родителей: "Должны ли проводиться в школе дополнительные занятия с неуспевающими?" А, собственно, зачем? И так, без всяких дополнительных занятий, без "двоек" учится куда более половины школьников. А остальные? Ну, бесплатно с ними заниматься никто будет. А платно... не положено. Школа имеет право заниматься платным репетиторством, но только за пределами "соответствующих образовательных программ" (п. 1 ст. 45).

Так что за успеваемость, по закону, отвечают родители. Сомневаетесь? Зря. Все, как говорится, однозначно; "ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности... возлагается на их родителей" (п. 4 ст. 17). И если в большинстве школ "борьба за успеваемость" худо-бедно продолжается - это, с одной стороны, инерция "проклятого тоталитарного прошлого", а с другой, откровенное незнание закона. Хотя, в этой части пусть лучше уж и не знают.

Одно из трех

НУ, ДА ладно, про них, про "двоечников". А что же предлагает школа учащимся, "хочущим" учиться?

Образование - это совокупность обучения, воспитания и развития. Три составляющих в порядке возрастания их сложности; проще всего обучить, сложнее воспитать. Выявить и развить природные способности очень трудно. Впрочем, решение этой задачи Законом вообще не предусматривается. Само слово "развитие" фигурирует в нем всего три раза и в очень специфическом контексте. Так в ст. 2 сказано: "Государственная политика в области образования основывается на принципах: 1)... свободного развития личности..., 3) ...адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся". Соблюдение - несоблюдение этих принципов - разговор отдельный. Но, факт, что один из важнейших элементов образования из Закона и, соответственно, сферы ответственности школы просто выпал.

Другой элемент образования - воспитание. А вот здесь все совсем просто. Ибо именно "родители обучающихся несут ответственность за их воспитание" (п. 4 ст. 52).

Мамы и папы! Вы все поняли? За один из трех компонентов образования школа ответственности не несет. За другой отвечаете вы. Остается последний, самый простой:

Обучение

ОНО строится на основе учебного плана и программ. "Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ" (п. 2 ст. 9).

Провалиться мне на этом месте, если я за 20 лет работы в школе понял, как способствует формированию "общей культуры личности" и этой самой "адаптации" знание формул сокращенного умножения, свойств эквипотенциальных поверхностей или еще чего подобного.

Какой осознанный профессиональный выбор можно сделать, исходя из перечня школьных предметов? Что историк, математик или переводчик - массовые профессии? И почему сведения о структуре занятости населения занимают в школьной программе менее двух часов за все 11 лет обучения, да и то в сугубо теоретическом варианте? Почему, если вдруг в средней школе каким-то чудом удалось сделать действительно "осознанный выбор", будущий, скажем, юрист вынужден 9/10 своего школьного времени тратить на то, что никак не способствует "созданию основы" для дальнейшего освоения профессии?

Отсюда и главные претензии родителей к школе: "отсутствие высокого уровня профильного (читай - готовящего к поступлению в выбранный вуз) образования" и неудовлетворенность "всем ходом образовательного процесса, из-за чего ребенок испытывает трудности в обучении". Получается, что и в последней составляющей образования - обучении - вся реальная ответственность лежит понятно на ком. А что? Все строго по закону: именно родители "обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка..." (п. 5 ст. 18)!


* Здесь и далее ссылки даны на пункты и статьи Закона РФ "Об образовании".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно