88

"Каждому возрасту свое волшебство"

АиФ Семейный совет № 3 16/02/2006

Помните ли вы свой первый поход в театр? С мамой, папой или старшей сестрой? Это, наверное, было самое первое серьезное "мероприятие". Психологи утверждают, что детские впечатления от театра во многом формируют будущее отношение человека к жизни. Ставит ли перед собой такую задачу современный детский театр. Об этом мы беседуем с главным хранителем музея кукол театра имени С. В. Образцова Наталией КОСТРОВОЙ.

- Наталия Андреевна, вы работаете в театре Образцова уже более 40 лет. Расскажите, каким он был при Сергее Владимировиче, чем отличался от теперешнего?

- В нашем театре еще с 46 года идут спектакли не только для детей, но и для взрослых. "Ноев ковчег", "Божественная комедия", "Необыкновенный концерт" - это все взрослые спектакли. Да и среди детских есть разные: одни для самых маленьких, другие - для школьников, ребят постарше. Поэтому раньше на каждом билете было написано, на какой возраст рассчитан спектакль. И трехлетних малышей на спектакли для семилеток никогда не пускали. Это ведь бесполезно. Ребенок ничего не поймет, будет мешать, да еще и испугаться может.

Теперь, увы, этой системы уже нет. Даже на взрослые спектакли приводят маленьких детей. Сейчас главное, не чтобы спектакль ребенку принес удовольствие и пользу ребенку, а чтобы в зале было побольше народу, заплатили больше денег.

И еще. Раньше в штате каждого крупного детского театра обязательно был педагог (может быть, где-то еще это и сохранилось, не знаю). Он стоял при входе, и если, например, на спектакль "Маугли" приводили трехлетнего карапуза, то педагог тактично объяснял маме, что этого делать не стоит.

- ... а мама обычно говорила: мой ребенок дома все смотрит.

- Пусть так, но это - дома. Он сидит на стульчике или в креслице, потом пошел в туалет, потом захотел есть, потом опять сел у телевизора. А здесь театр. Малыш сидит в зрительном зале среди детей, которые старше его. Он плачет, мешает смотреть спектакль. Он ничего не понимает.

Малыш приходит не на спектакль, а в театр. И если педагог убеждает маму, что постановка, на которую она привела малыша, ему не подходит, интересы маленького зрителя ничуть не пострадают. Ребенку-то в данном случае все равно. Мама покажет ему театр, купит подарок, он уйдет домой счастливым. А педагог перепишет (раньше так было) билет на спектакль, который подходит для возраста ребенка. "Хитрый ежик", "Веселые медвежата" - игровые, веселые, спектакли, понятные малышам.

- Интересно, почему дети, все без исключения, так любят театр?

- У маленького ребенка, в его психике, в его натуре всегда присутствует чувство чуда. И театр дарит это чудо ребенку. Но каждому возрасту - свое "волшебство". Больше того. Сергей Владимирович считал, что в театре кукол, как и в каждом детском театре, должна быть радость еще до спектакля. Надо подготавливать 4-5 летнего малыша, для него должно быть еще и предчувствие чуда, которое произойдет в зрительном зале. Поэтому уже в фойе должно быть что-то необычное. Вот почему в нашем театре Образцов создавал особую атмосферу. В театре были аквариумы с золотыми рыбками, бассейны, необычные растения, пели птицы. Музей, в котором дети видят самых разных кукол, - это тоже приготовление к чуду.

- Я знаю, что раньше педагог обязательно находился и в зале...

- Конечно, - мало ли какие ситуации. Сейчас педагогов, которые работают на спектаклях, к сожалению, упразднили. Поэтому дети стали шумными, просто болтающимися. Ощущения чуда у них уже нет, они просто вошли и сели в зрительный зал.

У нас в театре уже нет такого замечательного зимнего сада, как был раньше. Убрали, заняли место - аренда для получения денег. И детям уже практически негде готовиться к восприятию спектакля. В зрительном зале они шумят, жуют конфеты. А раньше входили в зрительный зал уже подготовленными - понимали, что будут смотреть ТАИНСТВО.

- Театр кукол имеет свою, особую миссию!

- Да, у него высокая миссия - это театр для самых маленьких. Потом уже, после или параллельно с ним, дети пойдут в театры драматические. И те взрослые мамы, которые когда-то приходили в кукольный театр детьми, приводят в него потом своих детей. Счастье от первого посещения театра в них, во взрослых, все равно живет. Во взрослом человеке ни в коем случае не должно умереть детское восприятие, ощущение чуда. Иначе это не человек, это медведь, который может и убивать, и воровать, и быть садистом.

Своим репертуаром кукольный театр всегда несет добро. В его спектаклях никогда не бывает садистских сцен, которых так много сейчас в кино, которые дети постоянно видят дома по телевизору...

- А на восприятии театра современными детьми как-нибудь сказывается то, что они видят по телевизору?

- Нет. Вы знаете, когда дети приходят в театр, все, чего они насмотрелись по телевизору - все убийства, кровь - просто забываются. Ведь в ребенке есть что-то доброе, светлое, радостное. Желание счастья, желание смеяться, желание хлопать в ладоши. Как здорово, если это и во взрослом человеке тоже сохранится. Поэтому детский театр так нужен. Это самое великое чудо. Это настоящая радость для ребенка - видеть на сцене разных зверюшек, волшебников, которые никогда не бывают злыми, которые смешны, дурашливы, наивны; видеть победу добра над злом - а это непременно происходит в каждой детской пьесе. Дети на это идут, они хотят этого, хотят, чтобы добро побеждало зло, чтобы зло было наказуемо, они радуются, что нехорошее побеждено.

- Как вам кажется, чем отличается кукольный театр от драматических постановок для детей? В чем преимущества кукольного театра, в чем его недостатки?

- Как я уже сказала, ребенок начинает с театра кукол. 3-4 года - возраст для кукольного театра, время знакомства с ним. Хотя я, например, сама театр кукол узнала уже во взрослом возрасте. А воспитывалась я на "Синей птице". Но это ведь тоже сказка!

- В драматическом театре "Синяя птица" - эталон детского спектакля?

- Конечно! Поиски счастья - это самое необходимое, самое прекрасное. Прекрасно, когда дети радостно смеются - не над кем-то, а просто оттого, что им хорошо, им весело.

- А как вы оцениваете ситуацию в области детских театров? Она сильно изменилась за последнее десятилетие? Много театров закрывается?

- Из кукольных театров ни один не закрылся. Наоборот. Открываются все новые и новые театры. Взрослые люди, я имею в виду режиссеров, актеров, находят себя в театре кукол. Потому что от неустроенности жизни, которая нас окружает, можно спастись только в детском театре. И все люди, которые работают для детей, просто замечательные.

- То есть вы считаете, главное, что должен дать ребенку театр, прежде всего кукольный - это ощущение радости, а воспитание, знакомство через театр с произведениями литературы все-таки занимает второе место?

- Нет, это тоже очень важно. В театре для маленьких, например, ставят сказки, русские народные сказки. С одной стороны, это радость и веселье, что-то смешное, чудное, дурашливое, это победа добра над злом, а с другой стороны, ребенок познакомился с фольклором.

Дальше - сказки Пушкина, их тоже ставят в детском театре. Это не нравоучение и не поучение. Через репертуар театра, через драматургию ребенок в любом случае знакомится с разными авторами, узнает литературу.

Например, в нашем театре ребята могут увидеть гоголевскую "Ночь перед Рождеством" - вот Вам и возможность познакомить детей с русской классикой. Для ребят помладше идет сказка Сергея Михалкова "Горя бояться - счастья не видать". Тут одно название уже о многом говорит. Так что про воспитательную задачу детского театра тоже нельзя забывать.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество