Примерное время чтения: 10 минут
58

Кто научит, как играть?

Что знают родители?

В одном из московских дошкольных учреждений год назад на собрании, посвященном подготовке детей к школе, родителям были заданы вопросы: "Знаете ли вы, во что и как играют ваши дети? И какое значение имеет игра для будущей жизни и развития ребенка?"

Папы и мамы вначале вяло и неохотно отвечали на заданные вопросы. Односложные ответы звучали так: "Петя играет в машины и роботов. Он сам играет, нам не мешает", "Я покупаю своему много игрушек: что он просит, то и покупаю. Пусть играет, а как - я не знаю, мне не до его игр", "Мы Леночке купили набор "Барби", она одна или с подружками как-то играет...", "А мой внук посмотрел фильм и теперь твердит, что он - человек-паук".

На вопрос "О чем дети разговаривают с куклами? Как себя ведут в игре?" родители примерно одинаково ответили: "Ну, что-то говорят... Нас копируют в диалоге с куклами... Когда играют в машинки, устраивают гонки, аварии как на настоящей трассе..."

Интересной, содержательной беседы не получалось. И тогда воспитатель старшей группы Надежда Владимировна решила сама рассказать родителям о таинствах детской игры.

Многие молодые родители впервые узнали о том, что игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника. В игре малыш постигает основы жизни, тренирует память, учится общаться со сверстниками, со взрослыми, у него развивается воображение. Он выступает то в роли доктора (продавца, тренера...), то тут же становится пациентом (покупателем, игроком...). Ухаживая за игрушечными животными, дошкольник учится гуманно обращаться с "братьями меньшими": он "водит" их на прогулку, "кормит" разной едой, "бинтует" пораненные лапки, учит их "говорить" (издает характерные для разных видов животных звуки).

Ребенок в игре самостоятельно руководит ситуацией. Он приобретает первый социальный опыт, осваивает азбуку нравственных норм, у него развивается ряд ценнейших психических качеств и свойств личности, которые крайне нужны будущему школьнику. И здесь важна помощь взрослых, именно мягкая, неназойливая помощь, а не жесткое, требовательное руководство.

Папа может отвлечься на десять минут от своих повседневных дел и превратиться в гонщика-напарника своему сыну. Имитируя гонки, папа доставит радость малышу от совместной с ним деятельности и одновременно научит маленького водителя (да и пешехода) элементарным правилам дорожного движения.

А мама окунется в детство и поможет дочке одеть куклу не только в готовые купленные в магазине наряды, но и в связанную своими руками шапочку или кофточку; научит девочку бережно относиться к вещам, пришивать оторвавшиеся пуговицы и хлястики. В жизни это пригодится.

Старший брат может показать кукольный спектакль, который они ставили в школе. Малыш, посмотрев спектакль как зритель, наверняка захочет поучаствовать в нем как актер. Ему понравится играть разные роли, и он сам в дальнейшем будет придумывать варианты окончания спектакля и разыгрывать сценки.

А бабушка хотя бы раз в месяц поможет внучке стать домашним поваром: испечь вкусный пирог для всей семьи, приготовить фруктовый салат для встречи подружек, сварить суп для кукол.

Ну а дедушка...

На этом слове вдруг Виктор Иванович, дедушка Артема, перебив воспитателя и извинившись, стал живо вспоминать и рассказывать, в какие интересные игры они играли в детстве ("Жмурки", "Краски", "Казаки-разбойники", "Петушиный бой" и др.), и как было бы хорошо приобщить молодое поколение к народным подвижным играм.

Родительская аудитория оживилась, каждый стал вспоминать свои детские увлечения. Кто-то из родителей предложил научить детей и внуков наиболее интересным играм, в которые когда-то играли сами, и устроить "недели игровых предпочтений".

Решили взять задание на дом: каждый опишет хотя бы одну игру и научит всю группу детей играть в нее. Родители внесли предложение: встречаться раз в месяц и обмениваться опытом и впечатлениями от общения с детьми во время игр. Воспитатель Надежда Владимировна поддержала их инициативу и тоже обещала готовить интересный материал для бесед с семьями своих воспитанников. Она, учитывая, что родители очень заняты на работе, предложила подключать к этим мероприятиям и более старшее поколение - дедушек и бабушек.

Через год на выпускном собрании подвели итог спонтанно возникшей инициативы: игры детей сдружили и родителей. Каждый стал серьезнее относиться к развитию своего ребенка, взрослые уже не ограничивались покупкой игрушек и материалов, а сами принимали непосредственное участие в играх ребят; дети научились играть в коллективе, делиться игрушками, выслушивать друг друга, обсуждать предложения товарищей, ценить опыт старших, придумывать увлекательные игры.

В группе накопился большой материал не только по новым, современным играм, но и по традиционным, народным и обрядовым.

Взрослые даже снимали на камеру своих играющих детей. И не только для того, чтобы память о счастливом времени могла остаться надолго. Опытный психолог, наблюдая, как ведет себя ребенок в естественной игре со сверстниками, может определить: не слишком ли ребенок возбужден, зажат или агрессивен, не нужна ли ему квалифицированная помощь.

Нужно сказать, что не только в Москве воспитатели детского сада решили приобщить родителей к играм с их собственными детьми. Например, в детских садах Республики Татарстан ознакомление детворы с играми старших поколений назвали родительским факультативом "А мы играли так...". Воспитатель, получив заявку от желающего, объявляет детям, что вечером придет, например, бабушка Димы и научит всех играть в "Горелки". Самым счастливым ребенком в этот день будет, конечно же, сам Дима!

Организуются "вечерние игротеки" - родители не просто забирают ребенка из детского сада, а получают возможность окунуться в мир детства: посидеть на стульчике своего малыша, понаблюдать, поиграть со своим ребенком и другими детьми. Можно себе представить, как много общего со своими малышами у взрослых появится после таких вечеров!

Воспитатели из Адыгеи придумали "Дневник семьи" с целью научить родителей радоваться общению со своими детьми, искренне прислушиваясь друг к другу.

"Дневник семьи" выглядит как большая рабочая тетрадь. Предлагаемые игровые задания предусматривают их совместное выполнение - детьми и родителями. Например, одна из страниц дневника называется "Солнце счастья", где малыш должен нарисовать солнце с лучиками и рассказать, что ему приносит радость, а родители на каждом лучике это записывают. Или "Цветок моего имени" - ребенок рисует цветок с лепестками, в серединке записывается имя ребенка, в лепестках все члены семьи пишут ласковые имена своего малыша.

Родители - наши читатели - предоставили возможность сотрудникам газеты познакомиться с игровой коллекцией. А мы, в свою очередь, в будущих номерах "Семейного совета" готовы поделиться с вами, уважаемые читатели, наиболее интересными фрагментами коллективных игр.

Мы уверены, что у каждого из вас есть свой оригинальный опыт общения с детьми во время игр. Поделитесь им!

Игры в наследство

ВЫ ПОЕДЕТЕ НА БАЛ?

Игра воспитывает дисциплину ума, внимание, осознанный контроль за речевой деятельностью.

Играющие образуют круг, внутри которого находится ведущий. Задача ведущего - заставить каждого играющего допустить ошибку в ответе. Если это случилось, играющий отдает ведущему свой фант (ценный атрибут туалета играющего), после чего ведущий переходит к следующему игроку.

Диалог ведется с каждым из играющих по очереди и начинается с присказки ведущего: "Знайте, кто не знал: скоро будет бал. Барин прислал сто рублей денег, голяк да веник, просил на балу черного с белым не носить, "да" и "нет" не говорить, не улыбаться, не смеяться. Вы поедете на бал?". Игрок, к которому обратился ведущий, должен без промедления ответить. В случае, если ведущий, задавая не более пяти вопросов, ни разу не спровоцировал играющего на ошибку, наступает очередь диалога со следующим играющим. Приведем примерную схему вариантов диалога:

- Вы поедете на бал?

* Да, поеду. (Играющий отдает фантик, ведущий подходит с этим же вопросом к следующему играющему.)

* Поеду. (Диалог с играющим продолжается.)

- Вы поедете в белом костюме или в черном?

*...(Игрок смеется над явной уловкой. Отдает фантик.)

* В сером. (Диалог продолжается.)

- Наверное, на вас будет не белая или черная шапка, а зеленая?

* Нет, красная. (Отдает фантик.)

* Серая. (Диалог продолжается.)

- Совсем серая?

* Да. (Отдает фантик.)

* И немного малиновая. (Диалог продолжается.)

- А разве малина бывает белая или черная?

* Нет. (Отдает фантик.)

* Только малиновая. (Диалог заканчивается, играющий сохранил свой фантик.)

Цикл игры продолжается, пока останутся только один-два "некупленных" играющих; эти играющие определяют характер выкупа фантика каждым из проигравших. Выкупом может быть танец, песня, любое заданное действие. После этого играющие оценивают ведущего и либо оставляют его на следующий цикл, либо выбирают нового из числа игроков, чьи ответы были наиболее находчивыми или выкуп интересным.


МАСТЕРИМ МЫ ИЗ ЧЕГО? - ИЗ НИЧЕГО!

Игра будит воображение, развивает творчество и образное мышление, воспитывает в ребенке упорство.

Игра проводится в виде конкурса на лучшую поделку из "бросового" и природного материала. В дело идут пустые пластмассовые и картонные коробки, обрезки тканей, клубки ниток, ветки, желуди, солома и т.п. Ребенок самостоятельно или с небольшой помощью взрослых сооружает куклу, машину, цыпленка, домик... и пытается "защитить свой проект", т.е. обыгрывает игрушку. Наиболее интересная сценка, рассказ побеждает.


ЧТО ЗА АХИ? ЭТО - ЧЕРЕПАХИ!

Подвижная игра проводится зимой.

Играющие делятся на две команды. В каждой команде четное количество игроков, чтобы получились пары.

Первая пара из каждой команды садится спинами друг к другу на санки (на доску или на картонку).

Начинается движение от стартовой полосы к финишной. Расстояние не должно превышать 10 метров, чтобы у детей не пропал азарт.

Оба игрока в паре должны, одновременно отталкиваясь ногами, ускорять движение вперед: один сидя лицом по направлению движения, другой спиной. Поэтому согласовать движения им сложно. Они кряхтят, вздыхают, охают и ахают.

Окружающие подбадривают их возгласами: "Что за ахи? Это черепахи!"

Пара, достигшая первой финишную черту, считается настоящей черепахой.

Игроки обеих команд бегут к своей команде, ожидающей очереди, и, хлопнув по руке следующую пару игроков, передают эстафету.

Игра развивает координацию движений и упорство в достижении цели.


МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ

Очень простая, но забавная, увлекательная для любого детского возраста игра. В нее любили играть на посиделках, вечорках.

Ведущий начинает нараспев произносить следующие слова:

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура... замри!

Все играющие, до этого выполнявшие различные плавные движения, при слове "замри" (его ведущий произносит быстро и требовательно, как команду) должны застыть в той позе, в которой их застало последнее слово.

Если кто-то из игроков не сориентировался и продолжил движение или остановился, но потом не удержался в неудобной позе и пошевелился, он выбывает из игры.

И так продолжается до последнего игрока, оставшегося один на один с ведущим. Ему переходит право в следующей игре быть ведущим.

Игра тренирует внимание и координацию движений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно