Примерное время чтения: 6 минут
341

Руководство для мам первоклассников

Для того, чтобы быть мамой школьника, нужно владеть мастерством руководителя. Вот что вам может пригодиться.

У ВАС ДОЛЖНО войти в привычку всегда помнить о деньгах для школьных завтраков в понедельник, о спортивном костюме для физкультуры во вторник, о библиотечных книгах в пятницу, об обложках для учебников и т.д. У вас должно войти в привычку проверять у своего ребенка ежедневно ранец и все карманы в поисках записок, отправленных учителем. В них может сообщаться о родительском собрании, о денежных сборах, о походах в театр, которые вы не должны пропустить. Они могут касаться одежды или чего-то необходимого для спортивного зала. Чего бы они ни касались, вам необходимо их прочитывать.

Однако некоторые дети семи или восьми лет просто забывают их вам отдавать. Так что ищите.

Постарайтесь приспособиться к новому раскладу дня. Работающие мамы быстро обнаружат, насколько труднее стало организовывать жизнь школьника. К примеру, если вам нужно было уехать на целый день, вы оставляли ребенка под присмотром бабушки или еще кого-нибудь, а по возвращении были полны энтузиазма и обещали развлечения по полной программе - поход в гости или еще куда-нибудь на следующий день. Школьник же просто обязан встать рано утром с постели и отправиться в школу. С малышом вы могли быть гибкой и произвольно меняли время походов в магазины, не задумываясь отвечая "да" на любое внезапное предложение родителей его друзей. Имея дело со школьником, не забывайте, что вы накрепко привязаны к определенному времени после полудня и, когда двери школы распахиваются, вы должны быть тут как тут. Я знаю женщин, которые, как бы ни было трудно материально, сразу бросили свою работу, как только их дети пошли в первый класс. Именно из-за распорядка. "Кажется, что теперь моя дочь всего лишь несколько часов проводит дома, и в это время мне нужно там быть", - поделилась со мной одна из них. Теперь эта женщина работает только по утрам, на полставки.

Не стоит переходить на новую работу во время первых двух четвертей, если в этом нет необходимости. Помните, что могут быть болезни, праздники и тогда - какая там школа! Потом не успеет пройти четверть, и вот они - каникулы. И опять - никакой школы! Затем будут какие-то странные случайные дни, когда учителей вдруг отправят на переподготовку по какой-нибудь новой программе повышения квалификации, и вновь - никакой школы! Организуйтесь с другими мамами или бабушками на случаи таких пожарных необходимостей. Родительские собрания тоже потребуют от вас новых навыков. Есть замечательная линия поведения - определить себе место где-то между напористостью ("Почему мой ребенок еще читает по слогам? Ведь он должен читать уже по меньшей мере пятую книгу!") и соглашательством с учителями. Вы знаете своего ребенка лучше всех учителей, но они намного лучше вас знают учебный процесс. Жизненно важно работать вместе. Спросите учителей, поможете ли вы им тем, что во время домашних занятий будете, например, придерживаться определенной системы совместного чтения или играть в игры, которые помогут ребенку разобраться в математике. Если вы не понимаете системы обучения (новая математика ставит в тупик, методика обучения чтению кажется вообще полной абракадаброй...), попросите, чтобы вам помогли с этим разобраться.

Если нет времени, попросите учебное пособие для учителей или, по крайней мере, выясните название каких-нибудь учебных материалов, чтобы хотя бы понять, что они пытаются сделать. Не оставайтесь во тьме неведения, если какой-то школьный предмет вас беспокоит, и не поносите на чем свет стоит методы только потому, что никогда о них не слыхали. Включитесь в жизнь школы - это может оказаться весьма стоящим делом, к тому же это лучший способ узнать ее изнутри, и вы будете намного спокойнее за своего ребенка. Во многих школах обожают приглашать родителей помочь во время занятий в классе - послушать, как читают малыши, или провести какой-нибудь урок, например, урок рукоделия. Если вы можете предложить свои услуги - сделайте это, но не навязывайтесь. Никогда не забывайте о том, что вы всего лишь скромный дилетант. Исходя из собственного опыта проведения таких вот занятий раз в неделю в течение года, уверяю вас, что час, проведенный в обществе семилетних детей, просто-напросто не позволит вам забыть о своем дилетантстве.

Однако в первом классе не стоит напрямую включаться в школьную жизнь вашего ребенка, даже если вы можете ему помочь. Это смутит его. А потом вы покажетесь ему ужасно смешной, и он будет манерно обращаться к вам "Мария Ивановна", как и все остальные дети.

Возьмите за правило серьезно читать, но все же не слишком уж серьезно. Будет хорошо, если у вас везде будут книжки, которые можно с удовольствием почитать вслух по вечерам. Хвалите ребенка, когда он пытается прочитать для вас надпись на пачке макарон. Все дети учатся читать с разной скоростью, и зловредная доктрина "в этом возрасте давно уже пора уметь читать" лишь вгоняет в панику родителей тех детей, которые читают медленно. Трудно сказать, что лучше - когда ребенок бегло читает в три с половиной года или когда делает это в семь лет. Не доводите до точки ни себя, ни ребенка только потому, что маленькая задавака из соседней квартиры похваляется тем, что уже читает сама. Если учителя говорят, что в этом нет никакой проблемы, поверьте им. Постарайтесь не утруждать своего ребенка какими-либо экзаменами или тестами, чтобы перейти в новую школу, особенно в то время, когда он учиться читать, - тесты безжалостны и весьма редко выделяют индивидуальность ребенка.

Кроме того - а это безнадежно трудно, когда вы уже накрутили себя до умопомрачения, - не изводитесь попусту. Настоящий прорыв наступает не тогда, когда ваш ребенок прочтет вам без запинки страницу из школьного учебника, а когда он улизнет в свою комнату, чтобы остаться наедине с книжкой. У знакомых родителей-невротиков, занимающихся наукой, дети читают просто блестяще, но всегда без удовольствия - они помешаны на видео. Таких успехов в чтении я вам никоим образом не желаю.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно