Примерное время чтения: 8 минут
229

"Здоровье нации - основа процветания России"

- так называется Всероссийский форум, открытие которого в этом году совпало с Международным Днем защиты детей. Это совпадение определило темы трех первых выступлений.


Виктор САДОВНИЧИЙ - ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

ЗДОРОВЬЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО У НАЦИИ ОБРАЗОВАННОЙ

Мы стоим на пороге огромного демографического спада. Ученые пока не называют его кризисом, но ситуация чрезвычайно серьезная. По оценкам и прогнозам демографов к 2015 году в России будет самое минимальное (в сравнении с предыдущими и последующими годами) количество молодых людей, поступающих в вузы. Мы все задумываемся над тем, как выйти из этой ситуации, сохранить профессоров, преподавателей, школьных учителей.

Есть разные прогнозы. Я больший сторонник прогнозов краткосрочных, чем длительных, потому что они требуют очень большого научного внимания и подхода. Но если говорить о мнении демографов, то после 2015 года есть два пути: или население нашей страны будет падать, и это будет постоянный процесс, или же за счет миграции наступит стабилизация.

Конечно, прогнозы не утешительные, но, надеюсь, что выход из этой ситуации все-таки есть. Мне кажется, что благополучие в семьях, стабильность в стране сразу скажется на росте численности населения. Поэтому у нашего государства есть лишь один выход - улучшать условия жизни людей, поддерживать по специальным программам рождаемость, семьи с детьми. И мы видим уже сейчас, что многие губернаторы это эффективно делают. Ведь все зависит от того, как общество мобилизуется на решение этой важнейшей проблемы, от которой, в том числе зависит и сама система образования.

Есть и еще один аспект проблемы, которую мы сегодня обсуждаем - здоровье нации может быть только у нации образованной. Но сейчас наше образование пополняет дефицит квалифицированной рабочей силы Америки и Европы. Эти страны не скрывают своих намерений, но их упрекнуть трудно, так они заботятся о своей экономике.

Мы говорили на самом высоком уровне, есть всего три ключика решения этой проблемы. Первый: у молодых людей должна быть достойная зарплата. Год назад мы называли сумму - примерно 500 долларов, которые молодой человек должен получать сразу после окончания вуза. Второй: он должен иметь возможность приобрести жилье, без этого невозможно создать семью и специалист будет стремиться уехать. И третий - научные центры, университеты должны иметь не устаревшую на 10-15 лет, а современную аппаратуру. Как только мы подберем все эти три ключика к проблеме утечки мозгов - она разрешится.

Как никогда остро перед обществом сейчас стоит и проблема воспитания. В ней работают 3 фактора - семья, школа и труд, они совместно воспитывают человека. Сейчас большое количество людей оказалось вне влияния семьи, и это одна из проблем, которую надо решать.

В школе - и в средней, и в высшей - тоже много упущено. Например, сделан ремонт помещения - положен прекрасный паркет, мрамор. А через 2 дня все это покрывается сплошным слоем жевательных резинок. Мы любим ссылаться на другие страны, так вот в Англии, например, за эти художества пришлось бы заплатить штраф 90 фунтов.

Воспитание - это очень серьезная проблема, на нее надо навалиться всем миром. Нужно формировать общественное мнение, нужно, чтобы власть научилась ставить барьеры.

Сейчас, например, на улицах Москвы появилась болезнь - молодые люди снимают с мотоциклов глушители и носятся по улицам так, что стекла в квартирах не только дрожат, но иногда даже выпадают. Я, как специалист в физике и математике, могу сказать, что воздействие звука такой частоты очень сильно вредит здоровью - поэтому молодой человек за рулем сам себя гробит. Кроме того, выбросами своего мотоцикла или машины без глушителя он влияет на экологию. Я уж не говорю о том, как он мешает людям, чьи окна выходят на проезжую часть дороги. Казалось бы, все просто - власть должна принять решение по этому вопросу.

Помню, лет 15 назад у меня на Запорожце отвалился глушитель. Я положил его в багажник и отправился на станцию техобслуживания. Так меня по дороге раза 3 останавливали ГАИшники - требовали объяснений и только после того, как я им показывал талон с записью на станцию - отпускали.

К вопросу об ограничениях. Был у нас в МГУ такой случай. Молодой человек поступил на 1-й курс, сел в джип и стал въезжать по ступенькам главного входа (а их у нас 30), собираясь добраться до входной двери в главное здание университета. Едет, разрушает ступеньки, показывает, что его джип - вездеход. Я увидел все это и тотчас отчислил студента - за причинение вреда Московскому университету. После этого уже много лет нет ни одного такого случая. Это пример маленького ограничителя - чтобы молодой человек знал, что не все дозволено.


Геннадий ОНИЩЕНКО - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Я ГОРЯЧИЙ ПОКЛОННИК ДОМОСТРОЯ

Одна из самых главных проблем, подрывающих здоровье нации и давным-давно набившая всем нам оскомину - алкоголизм. Первая цифра всем хорошо известна - 14 литров чистого алкоголя на душу населения в год. А вот вторая - известна уже меньше: в нашей стране ежегодно производится почти 3 млрд. сигарет. И, наконец, третья - за последние годы 220 тысяч человек умерло от заболеваний, обусловленных курением. По существу, в стране идет война. Война с собственным народом.

С телевизионных экранов идет постоянное зомбирование нации на алкоголизм. Я нормально отношусь к пиву, но когда его употребление навязывается государством как норма поведения, как образ жизни и престижа для молодых людей - это катастрофа. Сегодня регулярное потребление алкоголя начинается с 11 лет, сигарет - с 10 лет. И это преступление вдвойне, потому что курение, культ потребление алкогольных напитков мы навязываем девочкам, не воспитывая в них установку на материнство, а потом еще требуем, чтобы они рожали здоровых детей.

Конечно, здесь кроме медицинских, здесь есть еще и серьезные воспитательные проблемы. Я, например, горячий поклонник Протопопа Сильвестра, который в 1535 году написал "Домострой". В нем была расписана вся жизнь - как надо строить семью, кто должен чем заниматься и т.д. Я, конечно, не призываю сейчас буквально следовать "Домострою", но все же предлагаю осмыслить его в современной трактовке.


Лео БОКЕРИЯ - Президент общероссийской общественной организации "Лига здоровья нации"

ДЕТЯМ НУЖНЫ НЕ СВОБОДЫ, А ОГРАНИЧЕНИЯ

Вопрос здоровья имеет прямое отношение к вопросам формирования семьи, ее сохранения, предотвращения распада. Мы очень часто стали увязывать семейные проблемы с плохим бытом, с низкими зарплатами - с чем угодно, только для того, чтобы распустить нравы. Но разве допустимо в цивилизованном обществе позволить 8-летнему ребенку самому принимать решения - ходить ему в школу или не ходить, заканчивать среднюю школу, или не заканчивать? Как относиться к тому, что по телевидению и на страницах газет постоянно обсуждается вопрос о том, что нельзя подавлять свободы ребенка? Я считаю, это полный нонсенс, и мы, как здоровое общество, должны твердо сказать, что в школьные годы обязательно должна быть твердая дисциплина, направленная на то, чтобы ребенок закончил школу, стал полноценным в интеллектуальном отношении человеком. Только тогда можно рассчитывать на то, что у нас будут здоровые семьи, что мы достигнем каких-то успехов и прогрессов.

Палочная дисциплина, которая существует в Великобритании, даже на самых высоких этажах образования - настоятельное требование времени и общества. Там твердо знают, что детский организм требует обуздания. Оно нужно для того, чтобы человек нормальным образом сформировался. Я думаю, что ни у кого из тех, кто хочет, чтобы наши дети выросли интеллектуальными и полноценными людьми, в целесообразности этого нет никаких сомнений.

А вот по вопросу образования у меня есть информация, которая настраивает на оптимистический лад. В 18 лет я был заместителем директора по науке и занимался подготовкой молодых специалистов. У нас в институте было 15-20 аспирантов и ординаторов. А сейчас только в одном научном центре их - 400, 400 человек обучается в ординатуре, аспирантуре и докторантуре. На мой взгляд, это отчетливая тенденция тяги молодежи к знаниям, к овладению профессией. И второе: среди этой молодежи более 60% - люди так называемого ближнего зарубежья. И это меня тоже настраивает на положительный лад - у нас есть откуда черпать силы, есть источники для формирования определенного генофонда нашего общества, а это уже хороший прогноз на будущее.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно