Примерное время чтения: 7 минут
207

"Пальчик, толстый и большой, в сад за сливами пошел"

Тема нашей беседы была определена в телефонном разговоре: "Как развивать у двух-, трехлетнего ребенка мелкую моторику?". Но на встречу с логопедом Людмилой КИКТЕНКО я отправилась с особым интересом. Во-первых, советы Киктенко могли пригодиться не только детишкам читателей "Семейного совета", но и моей двухлетней дочери. Во-вторых, я сама с раннего детства заикаюсь. Не будет ли, копируя меня, заикаться моя девочка?.. В-третьих, хотелось услышать от логопеда запоздалое в моей жизни объяснение: почему я - заика?

- Людмила Григорьевна, что такое мелкая моторика?

- Последнее время рождается много детей с задержкой психомоторного развития. У них надолго сохраняется повышенный тонус или наоборот - пониженный тонус плюс напряжение всего тела. И если вам не хочется, чтобы ребенок отставал в учебе, страдал на разных этапах своего развития, скорее принимайтесь за исправление этих проблем, а значит, - за профилактику проблем будущих. Задержка психомоторного развития - вопрос глобальный, он касается практически всех малышей, поэтому у этой статьи не должно быть равнодушных читателей. Особенно если рядом с ними в кроватке посапывает новорожденное сокровище. Для начала - простая схема. Наши мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат теснейшим образом связаны. Как, например, вагоны в поездном составе. Или дед, баба, внучка, тянущие репку. По этому нужно обратить внимание на три основных направления.

Первое - активизируйте те точки на руках, кистях малышей, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций и, соответственно, дают толчок их дальнейшему развитию. Эти точки обычно находятся на кончиках пальчиков.

Второе - развивайте гибкость всей кисти. Самое серьезное значение нужно уделять большому пальцу, амплитуде его движений. У ребенка со скованной мелкой моторикой, и особенно мелкой моторикой руки, стопроцентно страдает моторика артикуляционного аппарата. По тому, как ребенок двигает рукой, ловко или не очень, можно судить о том, как разовьется его артикуляционный аппарат...

И третье - учите малыша дифференцированному напряжению. То есть каждая рука его должна делать свою работу независимо от другой.

- А как развивать мелкую моторику?

- Развитию мелкой моторики малышей помогает массаж: не поленитесь, загляните в специальные книжки - там многие массажные приемы описаны. Основные же упражнения следующие: массируйте ручку ребенка от мизинца к большому пальцу; и затем, мысленно проведя линию там, где кончается ноготь, на это место, как иголочками, ногтями по нескольку раз довольно сильно нажмите. Помните - именно крайние фаланги пальчиков влияют на развитие высших корковых функций. Постукивайте по детским подушечкам своим пальцем. Берите каждый пальчик ребенка (начиная с мизинца) и стучите им о стол, изображая "тук-тук-тук". Прекрасно, если ребенок двигает ладошкой по какой-то шершавой поверхности (жесткой, но не наждачной бумаге, ситечку, камню). В этот момент предложите малышу закрыть глаза: его тактильные ощущения обострятся. Важно, чтобы у поверхностей, которых ребенок касается, были выступы, тогда получается микромассаж, иглоукалывание. Трехлетнему малышу можно уже из мелкой или крупной-крупной наждаки делать буквы. Каждую букву он тогда ощутит, прочувствует и, в конце концов, убьет одним выстрелом двух зайцев: буквы узнает и мелкую моторику разовьет. Также родителям следует учесть: примерно до двух лет у ребенка нет (и не должно пока быть) доминирующей руки. У него обе руки главные. А вот около двух лет начинается дифференциация напряжения, и к четырем годам этот процесс оканчивается: малыш уже должен владеть всеми частями тела.

Однажды логопед может сказать вам: ваш ребенок не различает на слух речевые звуки, так называемые фонемы, он не может отличать "а" от "у", "о" от "а": сОн, сЫн, сУк. Нужно развивать слух на вслушивание речи. Он хорошо воспитывается на стихах: ребенок домысливает окончания и договаривает их сам: "Высоко лежит лежебоКА, кровать лежебоки высоКА". "КА" для ребенка должна стать радостным открытием: слова вроде разные, а окончания одинаковы. И наоборот - слова вроде одинаковые, а оканчиваются по-разному. Различать и накапливать свои открытия он должен к двум годам.

А потом начинается период Чуковского - от двух до пяти, когда ребенок оперирует своим багажом во всех направлениях: придумывает слова, вывертывает их. Это - норма; но опять же, к сожалению, в наше время подобная норма у детей практически отсутствует. И если вы не занимались своим ребенком от года до трех, в школе он может делать нелогичные ошибки, столкнется с морем проблем, а природа-то их - в развитии слуха на вслушивание речи!

- Обязательно ли у родителей-заик ребенок будет заикаться?

- Нет, не обязательно. Вы сейчас говорите со мной, а я вижу, как вы "зажали" шею: трудно повернуть. А говорить-то нужно нижней диафрагмой, поэтому голос должен идти отсюда (Л.Г. показывает на область "солнечного сплетения". - Авт.) и приносить удовольствие. У меня на занятиях обычно начинают засыпать родители и дети, потому что я говорю правильным голосом. Чувствуете, низкие обертоны идут, такой голос сам по себе успокаивает

Поэтому, если вы хотите добра ребенку, требуйте, чтобы он говорил животом, низким голосом, не поднимая плеч.

- Меня в детстве испугали в детском саду. С тех пор я заикаюсь...

- Дело не в испуге. Испуг был последней каплей. Часто заикание возникает без всякого внешнего проявления, просто по накоплении количество переходит в качество. Это состояние нервной системы; вы могли и попозже начать заикаться, в школе; то, что это случилось в детском саду, - совпадение. Все настолько бессистемно в этом отношении... Мне многие рассказывают свои истории. Я историю слушаю, а делаю все равно свое дело, потому что мне не это важно. Иногда бывают близнецы: один заикается, второй - нет... То есть определенного правила: появится заикание у вашей дочки или нет - не существует. Это как Богу угодно. Если у ребенка нервная система слабая, если порог возбуждения низкий, то невроз может проявиться как угодно. Он может быть связан с речью или энурезом; с капризом; навязчивым движением; с тиком.

Пар, скопившийся в чайнике, должен найти выход. Из невротических ситуаций следует выходить цивилизованным способом, то есть, расслабляясь, умея владеть собою, делая укрепляющие процедуры типа плавания в бассейне. Нервную систему надо беречь, коли она слабая.

P.S. Из беседы с логопедом Киктенко я сделала один главный вывод: как можно дольше не отдавать свою дочку в детские учреждения. А лучше - вообще не отдавать. Заниматься с нею самой, отвечать за ее развитие самой и пальчики ее разминать - тоже самой. Так надежнее.


ЕСЛИ какая-либо функция малыша не развилась вовремя, сама она потом не разовьется никогда. Ею надо будет заниматься специально. Страусиная философия: голова - в песок, проехали и забыли - здесь не пройдет.


ИЩИТЕ книжку Л.Е. Стрельцовой "Литература. Фантазия". Это хрестоматия. Самый лучший материал для занятий, речевых игр с детьми собран именно в ней.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно