Примерное время чтения: 6 минут
197

Вы видели, как работает мозг ребенка?

Мальчика посадили перед экраном компьютера, на голову надели "шапочку" с проводами, идущими к прибору, прибор включили. На экране появляется контур головы. Сначала картинка показывает мозг-эталон, то есть мозг ребенка такого же возраста, как этот мальчик, сидящий перед компьютером, только правильно снабженный энергией, часть контура залита желтым цветом, макушечка - розовым. Потом на экране появляется изображение мозга мальчика. Картина совсем другая. Контур пылает красным цветом, остался только розовый ободочек на макушке, желтого цвета совсем нет. Мозг расходует слишком много энергии.

Но вот мальчику дали лекарство. Прошло 15минут, и на компьютере уже другая картинка: еще не эталон, конечно, но красное пятно уменьшилось, стала шире розовая каемка... Значит, лекарство подобрано правильно, оно заставляет мозг расходовать меньше энергии. И, несмотря на длинный список малоприятных побочных эффектов у этого лекарства, список, который так напугал родителей, что они отказались давать ребенку этот препарат, понятно, что лекарство надо пить.

ПРИБОР, который мы описываем, называется нейроэнергометр. Он уникален, такого ни в одной стране нет. Он создан нашими учеными в НИИ мозга РАМН под руководством заведующего лабораторией возрастной физиологии мозга, доктора биологических наук Виталия Федоровича ФОКИНА. Вот что рассказывает один из создателей нейроэнергометра кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории возрастной физиологии мозга Наталия Васильевна ПОНОМОРЕВА.

Энергия мозга

Мозгу человека надо много энергии, больше, чем любому другому органу. Наш мозг составляет лишь 2% от веса тела, а потребляет 20% всей энергии, которую расходует организм.

Мозг сам и вырабатывает энергию, и потребляет ее. Вырабатывает, расщепляя глюкозу, которая поступает в него из организма с кровью, а потребляет на, как говорят ученые, информационные процессы: работу памяти, мышления, эмоции...

Мозгу ребенка энергии требуется больше, чем мозгу взрослого человека, потому что она идет еще и на рост и развитие самого мозга.

Но в экстремальных ситуациях и при болезнях мозг может расходовать чрезмерно много энергии, получая ее не только из глюкозы, но и расщепляя собственные белки и жиры. Мозг, как бы, сам себя съедает. Это опасно. У взрослого человека при таком энергообмене начинается быстрое старение, атрофия мозга, болезнь Альцгеймера, или, как говорят в народе, старческое слабоумие.

У ребенка очень сильный энергетический обмен говорит о предрасположенности к судорогам или о стрессе. Недостаток энергии провоцирует депрессии. Механизм тут такой: допустим, у ребенка стресс. (А стрессы нас преследуют постоянные: замерз, устал от школьной нагрузки, измотали спортивные тренировки... Небольшие стрессы даже полезны, они нас закаляют и помогают справиться с более тяжелыми нагрузками.) В ответ на стресс мозг начинает вырабатывать больше энергии. Повышается расход энергии, возникает истощение, истощение приводит к депрессии, то есть мозгу не хватает энергии на нормальные информационные процессы: ребенок не справляется с обычными школьными уроками, ему уже не хочется учиться, ему неинтересно учиться, он вял и пассивен.

Простота и безопасность, прежде всего

Раньше прибора, который мог бы измерить, сколько мозг вырабатывает энергии и сколько тратит, не было. Правда, полтора десятилетия назад появилась позитронно-эмиссионная томография, она позволяет представить энергообмен мозга по потреблению глюкозы. Но у этого метода есть два больших недостатка:

- Для исследования надо вводить в организм человека радиоактивное вещество.

- Аппаратура стоит так дорого, что даже на богатом Западе она мало где есть. А в России - только в считанных медицинских центрах.

А нейроэнергометр - аппарат относительно простой, по весу легкий, вреда больному не принесет.

Что видит на экране врач

Нейроэнергометр создан в помощь невропатологам, психоневрологам, психологам и педиатрам.

Невропатолог и психоневролог с его помощью могут уточнить диагноз, проверить действие лекарства.

Например, при ДЦП (детском церебральном параличе) в некоторые отделы мозга поступает мало энергии. Это происходит из-за недостаточного кровоснабжения или атрофии некоторых участков мозга. Есть лекарства, которые улучшают энергетический обмен, ноотропные препараты. И на нашем приборе можно проследить, идет ли энергия в поврежденные участки, насколько доза препарата подобрана правильно.

При парезе, параличе, нарушении речи невропатолог с молоточком достаточно точно может определить, какая область мозга повреждена, но наш прибор покажет еще точнее, что происходит в лобной, затылочной, теменной, височной областях...

Прибор проверит не только действие лекарства, но и действие гипноза. Например, у ребенка, который заикается, очень большой расход энергии не в левом, речевом, а в правом полушарии. И эта межполушарная асимметрия с высоким расходом энергии и высокой возбудимостью и ведет к заиканию. На приборе явно видно (впечатляющая картина!), как во время гипнотического сеанса идет снижение расхода энергии. Сила воздействия гипноза почти не уступает силе психотропных препаратов.

Педиатр на нашем приборе увидит, в какой стадии стресса находится больной. В первой стадии мозг вырабатывает слишком много энергии, в это время больному надо давать седативные, успокаивающие препараты. Если первая стадия стресса длится долго, возникает истощение, мозг начинает вырабатывать мало энергии. Тогда нужны совсем другие лекарства - тонизирующие препараты.

Сильный стресс приводит к снижению иммунитета, к ребенку начинают "липнуть" все болезни: грипп, ОРЗ... У детей бронхиальная астма, различные формы аллергии - следствие стресса, который превысил некий критический порог.

Психолог, проверив ребенка-левшу на нейроэнергометре, сможет сказать, это левша генетический (то есть у него доминирует, отвечает за речь, письмо, мышление правое полушарие, а не левое, как у правшей) или это левша компенсаторный, то есть ребенок, получивший во время рождения травму левого полушария мозга, которое управляет работой правой руки. Поэтому теперь этот ребенок при доминирующем левом полушарии пишет не правой, как ему природой определено, а левой рукой. А к разным левшам и разный подход.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно