aif.ru counter
26

Почему школьник не любит учиться (18.11.2004)

Публикация в прошлом номере статьи Светланы Лободиной вызвала большой отклик читателей. Единого мнения нет, но, возможно, разные суждения, разные восприятия этой темы и дадут правильный ответ на этот сложный вопрос.

Публикация в прошлом номере статьи Светланы Лободиной вызвала большой отклик читателей. Единого мнения нет, но, возможно, разные суждения, разные восприятия этой темы и дадут правильный ответ на этот сложный вопрос.

Я СЧИТАЮ, что нынешняя система оценок отрицательно влияет не только на учеников, она вредна и для учителей. Поскольку о работе педагога все еще судят по успеваемости его подопечных, часто педагог не знает, на что ориентироваться - на то, чтобы не испортить показатели своей работы, на критерий справедливости или на жалость.

Многим знакома ситуация, когда школьный журнал становится "полем битвы" учителей и учеников. Для учителя он - оружие обороны и нападения, а для учеников - предмет еще более ненавистный, чем дневник. Вспомните, какая тишина воцаряется, когда учитель раскрывает журнал и скользит взглядом по списку учеников. Весь класс напряженно замирает, и каждый школьник, втянув голову в плечи, мысленно умоляет: "Только бы не меня!" Наконец "безжалостный" взгляд учителя останавливается на одной из фамилий. "Фу, пронесло! Кажется, сегодня миновало!" - облегченно вздыхают все, кроме того, кто идет к доске.

И так ежедневно, из урока в урок, в течение многих лет! Взрослый, находящийся под воздействием ежедневного стресса, уже через год может оказаться с неврозом в клинике. А дети? Не так уж редко они покидают школу с серьезными заболеваниями. Вам кажется, что я преувеличиваю? Обратимся к бесстрастной статистике (данные Университета педагогического мастерства):

- 97% выпускников школ Санкт-Петербурга имеют хронические заболевания;

- в школах Ленинградской области тот же показатель немного ниже, а именно 86% (спасает, как видно, близость к природе);

- почти каждый третий школьник имеет функциональные нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы;

- почти каждый четвертый имеет нарушения деятельности нервной системы.

Ученые приводят и такие ужасающие данные: примерно половина нынешних 16-летних не доживет до пенсионного возраста. Конечно, здесь и экология "постарается", и вредные привычки скажутся, но все это ляжет на подготовленную почву разрушенного здоровья. И последняя страшная цифра: за годы обучения в школе здоровье детей ухудшается в 5 раз!!!

Дорогие учителя и родители! Услышьте, наконец, предостерегающие голоса специалистов! Дети имеют в школе непомерную психологическую нагрузку. Оказывается, первоклассники, выполняющие контрольную работу, испытывают перегрузки, равные перегрузкам космонавтов, взлетающих в космос (данные доктора медицинских наук В. Ф. Базарного).

Недавно на коллоквиуме "Учитель XXI века", прошедшем в Санкт-Петербурге, прозвучали такие слова: "Ученые Академии наук подсчитали: чтобы сохранить здоровье детей, необходимо срочно уменьшить учебную нагрузку не менее чем в 2 раза. Она должна составлять:

- в младших классах - 16 часов в неделю (без домашних заданий);

- в старших классах - 24 часа (с выборочным домашним заданием)".

А теперь давайте подсчитаем, какую нагрузку имеют дети сейчас. Старшеклассники учатся в школе по 6-7 часов в день и дома сидят над домашними заданиями по 4-6 часов. Подсчитываем, исходя из 6-дневной недели: 6х6 = 36 и 4х6 = 24, итого 60 (!) часов в неделю, и это по самым скромным подсчетам. Вспомните, что норма - 24 часа. Но пока педагоги-ученые с высоких трибун бьют тревогу, говоря: "Остановитесь! Мы "зашкалили"! Детям нельзя давать такую нагрузку!",- тем временем в школах придумывают все новые и новые виды уроков, стараясь "дать" детям как можно больше. Может быть, спросим детей: в силах ли они все это "взять"?

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. Что сегодня известно о состоянии Михаэля Шумахера?
  2. Что такое «Культурный норматив школьника»?
  3. Могут ли лишить прав за обгон в разрешенном месте?