Примерное время чтения: 8 минут
177

"Тупой" инстинкт

Что заставляет женщину отказываться от своего ребенка? Отсутствие материнского инстинкта? А та мама, которая "квохчет" даже над подросшим дитятком, все опекает и защищает его, она что, просто "Мисс Мама животного мира", вся во власти инстинкта? Попробуем разобраться.

"Под дуду" общества

Психологи считают, что все инстинкты у нас сглажены, притуплены, затушеваны влиянием общества. Все-таки мы не звери, и не природа управляет нашими решениями и поступками. И материнская привязанность у нас не чисто животная, а подкорректированная и освященная общественным мнением. Общество может поднимать материнскую привязанность к детям на щит, приветствовать бэби-бум, осуждать матерей, которые холодно относятся к своим детям, и тогда все мамы становятся супермамочками, а могут, наоборот, равнодушно взирать на свое потомство и находить тысячу оправданий тем женщинам, которые не интересуются своими детьми.

Когда-то женщины простых сословий говорили: "Бог дал, Бог взял" и не очень-то переживали из-за потери какого-нибудь одного ребенка из многих своих детей. А дамы высшего света вообще не растили их - отправляли в деревню к кормилицам и не испытывали по этому поводу никаких угрызений совести. В Европе были распространены приюты, куда отдавали внебрачных детей матери разных сословий. Но в XVIII веке идеи гуманизма покорили цивилизованный мир, Жан Жак Руссо провозгласил, что ребенок тоже человек, воспел материнство. И быть хорошей мамой стало модно, женщины высшего света бросились сами кормить своих младенцев, многие с радостью, покинув светские салоны, обосновались в детских комнатах, общественные настроения усилили их материнский инстинкт.

Но среда может как вознести, так и притупить инстинкты женщины. Наши психологи как-то изучали в роддомах матерей, которые отказывались от своих детей. В основном это были женщины, не защищенные обществом: без постоянной работы, без постоянного жилья, без мужа, без образования, приехавшие в столицу из патриархальной глубинки за счастьем, но не получившие даже его маленького кусочка. Так вот, оказалась, что среди этих бедолаг было много таких, которые, уже будучи беременными, не осознавали свою беременность до самых поздних сроков. Они не чувствовали, что ребенок уже шевелится у них в животе! Они не замечали токсикоза, не обращали внимания на свою полноту, не оберегали себя от физических нагрузок... Психологи объясняют этот феномен грубой психологической защитой: социальные условия этих женщин были таковы, что им некуда было деть детей, вот инстинкт материнства и замер в них до такой степени, что они даже не видели явных физиологических изменений в себе. А сложись обстоятельства по-другому, вполне возможно, эти женщины по-иному отнеслись бы к своим детям.

Так что когда девушка, которая еще совсем недавно была занята лишь учебой, романами с молодыми людьми, поиском интересной работы, вдруг в один прекрасный день осознает, что она хочет ребенка и начинает с умилением заглядывать во все проезжающие мимо детские колясочки, психологи не могут с уверенностью сказать, что это в ней проснулся инстинкт материнства. Может, и инстинкт, а может, и подспудное, неосознанное влияние общества: мнение мамы, которая вскользь обронила, что они с папой ждут не дождутся внуков, пример подружек, которые уже завели малышей, отношение медиков, разъясняющих через прессу, что рождение здорового ребенка не стоит откладывать до 40 лет - репродуктивный век женщины недолог...

Тонкая настройка

Если можно притупить материнский инстинкт, то можно его и усилить, настроить. Женщина, в которой он заговорил, воспринимает месяцы и годы, посвященные маленьким детям, как самые счастливые в своей жизни. Ей хорошо с ними, ей заниматься с ними интереснее, чем составлять балансовый отчет или отвечать в офисе на телефонные звонки.

Но над настройкой инстинкта сначала придется потрудиться будущей бабушке. Для этого надо:

  • Побуждать дочку играть в игры, свойственные девочкам: в куклы, семью, обустройство дома... Читать ей сказки, а не сажать с трех лет к компьютеру. Между прочим, среди женщин, отказавшихся в роддоме от своих детей, было много таких, которые предпочитали в детстве играть в машинки и "войнушку".

  • Дать девяти - десятилетней девочке возможность поняньчить малышей, если не родных сестренок и братишек, так хоть детей соседей, родственников, друзей... Но нельзя перекладывать на старшую дочку все заботы о младших сестрах и братьях, ответственность за чужих детей может так утомить, что не захочется хлопот со своими.

  • Растить девочку в атмосфере любви и нежности. Не бояться сажать ее на колени, гладить... Психологи заметили, что холодность к собственному ребенку может возникнуть у молодой женщины из вполне благополучной среды, если ее родители, особенно мать, были излишне холодны к ней самой в детстве. Собственного ребенка, даже только что родившегося, совсем маленького, такая женщина может бессознательно воспринимать как конкурента. Она хочет сейчас внимания и заботы от своей матери, хочет того, чего недополучила в детстве, и не в состоянии опекать и оберегать то крохотное существо, которое требует любви от нее. Вот какие заморочки вытаскивают из нашего сознания психоаналитики.

  • Беременную женщину окружать вниманием, всячески ее поддерживать. Материнские чувства не всегда просыпаются с первой беременностью, особенно если эта беременность случайная, а не запланированная. Хорошо, когда будущую маму более опытные дамы вовлекают в своеобразный женский клуб. Ей полезно послушать, как другие женщины носили, рожали, кормили... Беременной женщине важно погрузиться в атмосферу материнских забот, почувствовать всю значимость и сакральность происходящего.

    Природа ей помогает настроиться на материнство в это время тоже. Толчки ребенка, его шевеление, набухание груди, все физиологические изменения, которые происходят в организме будущей мамы, меняют и ее настроение. Ребенок начинает ей сниться, она все время о нем думает, старается представить, как он может выглядеть, разговаривает с ним и уже начинает его любить.

  • Родившей женщине надо сразу дать покормить малыша, потрогать его, почувствовать своим телом, вдохнуть его сладкий, ни с чем не сравнимый запах. Ведь если ребенка не видишь, то и не испытываешь к нему привязанности. Этологи говорят, что даже овца, если не дать ей облизать только что рожденного ягненка, теряет к нему интерес. Вот оно - пробуждение инстинкта: потрогать, вдохнуть запах, прижать!.. Все, мой, люблю!

    Ловушка для супермамы

    Старые акушеры говорят, что сегодня наши женщины меньше привязаны к только что рожденным детям, чем поколение их матерей. Ценность материнства теряет вес, инстинкты просыпаются вяло. Как когда-то для женщин из высших слоев общества на первое место выходила светская жизнь, так сегодня у женщин интеллектуальной элиты среди приоритетов значится карьера, образованность, установка на личный успех. А женщины попроще, из тех, что 40 лет назад, услышав, что какая-то роженица отказалась от ребенка, готовы были ее разорвать на части, сегодня чаще такую жалеют и ищут ей оправдание. Чаша весов качнулась в другую сторону. И интерес к материнству не проснется в обществе до тех пор, пока не возникнет реальная угроза исчезновения нации или пока новый повелитель умов не провозгласит его первостепенной ценностью. И тогда опять случится бэби-бум, и опять женщины променяют офисы на детские.

    Но как жить здесь и сейчас конкретной женщине, которая страстно любит детей и хочет посвятить им себя? Трудно ей придется в наше прагматичное время, окружающие вряд ли ее поймут. Но еще труднее такой гипермаме не попасть в ловушку, подстроенную собственным инстинктом, и не превратиться в "квохчущую" мамашу. Мама-волчица, мама-кошка, мама-овца легко отпускают подросшего детеныша на волю - живи, кормись, продолжай наш род сам... А материнский инстинкт мамы-зверя удовлетворяется с рождением следующего детеныша, и следующего, и следующего, и так пока не выполнит этот зверь своего предназначения на земле. Женщина же, которая посвятила свои лучшие годы двум, пусть даже трем детям, а большего количества детей в наше время и не заводят, ощущает страшную пустоту, когда оказывается, что теперь она им не нужна, ее опека, ее постоянное вмешательство в их жизнь им даже мешают. Так вот, чтобы, следуя инстинкту, мама могла спокойно отпустить своих детей на волю, ее жизнь должна быть заполнена чем-то еще, кроме заботы о потомстве. Вот ведь какой парадокс.

    Смотрите также:

  • Оцените материал

    Также вам может быть интересно