Примерное время чтения: 7 минут
92

Уроки летнего отдыха

СЫН у нас - домашний ребенок. В детский сад не ходил, в детские лагеря отдыха не ездил, лето проводит на даче или в поездках с родителями. А тут знакомые рассказали, как их дети отдыхали в удивительном лагере в Карелии - "Школе первобытных ремесел", которую организовали петрозаводские археологи и педагоги. И я загорелась отправить ребенка в этот лагерь. Вырос ведь уже, тринадцать лет, пора отрываться от мамочки! Но сын заупрямился: поеду или с тобой, или с другом. В результате поехали все - и мама, и давний дачный товарищ.

Лагерь превзошел все ожидания. Нас завезли в глухие, но красивейшие места Беломорского района - на Сумозеро. Деревень вокруг нет, электричества нет, сотовая связь не работает, зато воздух, вода, песчаные пляжи - сплошное упоение! На берегу уже стояли чумы, где дети могли собираться вечерами у костров, были сколочены длинные столы для обедов, поражала размерами хозпалатка, набитая продуктами и реквизитом для игр и занятий, ждала своего часа полевая баня...

Жили мы в палатках, которые привезли с собой, дети готовили еду на костре под руководством повара, и все дни были заняты интереснейшими делами.

После завтрака отряды расходились по "мастерским", где под руководством инструкторов учились отливать металл, выжигать деревянные ложки, делать каменные ножи или наконечники дротиков и стрел, а потом изготавливать и сами стрелы... Мы строили макеты первобытных жилищ и плели ленточки, которыми в древности скандинавские мужчины повязывали голову...

Отдельное слово - об инструкторах. Это были студенты или недавние выпускники вузов, выросшие в археологическом кружке Петрозаводского Дворца пионеров, который теперь называется Дворцом творчества детей и молодежи. А потом многие из них прошли стажировку в Швеции по курсу экспериментальной археологии, где пробовали работать каменными орудиями и осваивали все те технологии, которые были известны древнему человеку. Дети слушали их, раскрыв рот, и все были в своих инструкторов просто влюблены.

Но кропотливо шлифовать древко стрелы все время от завтрака до обеда было бы трудно, если бы вторая половина дня не проходила в спортивных играх и соревнованиях. Мы стреляли из лука, метали копья, состязались, чья команда быстрее проплывет, сидя на бревне. Были у нас и ролевые игры. В ходе одной из них, самой большой, которая длилась несколько часов, каждый отряд должен был жить жизнью первобытного племени: дети "воевали" с соседними племенами, племена обменивались "продуктами своего труда", выдавали невест "замуж" и брали девушек из других родов в "жены", охраняли своих "идолов" и пытались отнять чужих... Я боялась, что игра "в войнушку" захватит наших мальчишек так, что из всех направлений деятельности племени они выберут только ее. И как было приятно, когда на подведении итогов судья объявил, что наше "племя" оказалось самым мирным, оно "лишило жизни" лишь одного чужого воина, зато мы оказались знатными купцами: лучше всех обменяли свой товар на чужой... Наш отряд, собранный с бору по сосенке, не знакомый до поездки между собой, в отличие от остальных отрядов, в основу которых вошли кружки юных историков, археологов, краеведов и туристов из разных городов, наконец-то сложился в единый коллектив, согласовал свои действия и занял в этой игре 3-е место. Ура! В награду мы получили целую коробку шоколада - каждому по плитке.

А еще у нас был конкурс на лучшего рыбака, импровизированный поход по красивейшему карельскому болоту, где мы собирали прошлогоднюю клюкву, и сплав по порожистой реке на надувных плотах - рафтинг. И костры, и походные песни под гитару, и... Всего даже и не упомнишь. Как сказал друг моего сына: "Каждый день у нас какие-нибудь приключения".

Уезжая из лагеря, дети плакали при расставании, говорили: "Здесь было так хорошо... В других лагерях на ночь дают кефир, а тут - шоколадки". И правда, каждый вечер на подведении итогов дня победители конкурсов и игр получали призы - шоколадки. И всегда находилось, за что можно было отряд наградить.

Я РАССМАТРИВАЮ фотографии, сделанные во время отдыха, и думаю: раньше я скептически относилась к детским лагерям. Родители, которые с ними сталкивались, говорили, что сейчас дети в лагерях балбесничают с утра до ночи без присмотра взрослых, а ночью вообще занимаются черт те чем. Но, видимо, лагерь лагерю рознь. И выбранный с умом лагерь, где дети в игровой форме будут получать новые знания и навыки, жить по грамотно выстроенной взрослыми программе, даст им больше, чем даже отдых с мамой и папой. В этом я убедилась на нашем примере, потому что, покинув "Школу первобытных ремесел", наш небольшой отряд отправился в самостоятельное путешествие на Соловецкие острова, потом в Петрозаводск, на Кижи... Эта часть нашего отдыха оказалась более интересной взрослым. Конечно, дети тоже что-то запомнят: может быть, лодочный поход по озерам и каналам Большого Соловецкого острова; отливы на Белом море, когда можно было по оголившемуся дну дойти до маленького необитаемого островка, расположенного прямо напротив того места, где мы поставили палатки; или как они носились по лабиринтам монастыря, устав от трехчасовой экскурсии, которая по языку и объему информации была рассчитана исключительно на взрослых...

Но все-таки эти бесконечные экскурсии, ночные переезды и недосыпание детей страшно утомили. Два самых эмоциональных, гиперактивных ребенка простудились, и это очень показательно, что именно они: при нервной перегрузке снижается иммунитет и, значит, сопротивляемость к болезням. Хотя в лагере, после рафтинга, когда мы были мокрыми с ног до головы и в мокрой одежде час ехали в открытом грузовике до нашего озера, никто не заболел. Вот что значит эмоциональный подъем и жизнь, когда нагрузки по силам!

Что лагерь дал моему сыну? Новые знания и навыки. Это безусловно. Мы теперь по-другому воспринимаем своих древних предков. Оказывается, они были крутыми ребятами! Одно их приспособление для добывания огня чего стоит. В экстремальной ситуации и мы можем попробовать так развести огонь. По крайнем мере, мы теперь не растеряемся, очутившись в дикой природе, не будем чувствовать себя беспомощно.

Метнув во время спортивных соревнований дальше всех бревно (древняя скандинавская мужская забава), мой ребенок оказался самым сильным в своей возрастной группе. И взглянул на себя другими глазами. Он неожиданно понял, что раз он такой сильный, то должен вместе с мужчинами выполнять самую тяжелую работу и помогать маме надевать рюкзак... А теперь это покровительственное отношение сильного к слабым распространилось и на незнакомых старушек, которым надо помочь втащить в автобус их тяжелые сумки.

Я намеренно купила в поездку две зубные пасты, две мыльницы с мылом - каждый нес свои вещи в своем рюкзаке и сам за них отвечал. Прожив две недели в палатке с другом, а не с мамой, сын стал самостоятельнее в быту. Мы договорились, что он как можно меньше будет в лагере "мамкать", а постарается все свои проблемы решать без меня, ведь не все ребята в лагере с родителями.

И я увидела своего ребенка другими глазами: страшный непоседа, он тем не менее выполнял кропотливую работу настойчиво и усердно, потому что не хотел оказаться хуже других. Ссорясь по пустякам с другом, он, однако, моментально бросался ему на выручку, когда помощь по-настоящему была нужна: во время рафтинга друг упал с плота в воду.

Я могу сказать лагерю спасибо и за интерес сына к бардовской песне, и за упорство, с каким он теперь осваивает гитару - никакая поездка с родителями этого дать не могла.

Оказывается, это была неглупая идея - хорошо провести отпуск в пионерском лагере. И сейчас я уже присматриваю лагерь на следующий год. Если сын предложит мне поехать с ним, я, пожалуй, не стану долго раздумывать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно