Примерное время чтения: 11 минут
201

"Хорошо, что нас много"

Семья Семеновых - рабочая. Михаил Борисович - высококлассный водитель, всю жизнь за рулем. Александра Дмитриевна до самой пенсии трудилась на заводе слесарем-сборщиком радиоаппаратуры. Она ветеран труда. Награждена двумя медалями Материнства, тремя орденами Материнской славы и звездой "Мать-героиня".

Сегодня женщин, претендующих на звание Матери-героини, не так уж много, но и те, кто его уже заслужил, не могут добиться положенного поощрения, хотя это звание никто не отменял, а Россия является правопреемницей СССР. Закон о помощи многодетным семьям не принят, а ведь это вопрос не менее важный, чем реформа армии или ЖКХ, потому что распад института семьи - это распад государства. Вот почему так необходимо собирать положительный опыт семейного воспитания, знакомиться с людьми, способными создать и сохранить такую сложную семью.

О том, как это удается, я спросила у Александры Дмитриевны Семеновой. И вот какой получился разговор.

- Александра Дмитриевна, как сложилась ваша семья?

- Познакомились мы с Мишей случайно. Он мне сначала совершенно не понравился. Я человек быстрый в делах, но обстоятельный в решении жизненных вопросов, а он медлителен и думать не любит. Но вот начали встречаться и разойтись уже не могли. Нас тянуло друг к другу. Когда поженились, я почувствовала себя хозяйкой в доме. Миша в мои дела не вторгался, мое пристрастие к порядку уважал. А я жила бегом, даже беременная на работу бегом бегала, везде успевала. И на работе, и дома. Всех детей, работая, вырастила. А для Миши одно удовольствие - повозиться с машиной. В своем деле он асс и зарабатывает прилично, но от быта далек. Он без меня не любит дома оставаться. Вот недавно ездила я по приглашению в Германию, немного задержалась там. Так он мне туда звонит, разволновался, ему пришло в голову, что я не вернусь, кричит в трубку: "Ты только приезжай скорее. Я тебе все прощу, ты только приезжай". Мне, конечно, смешно: я же не ветреная девчонка-красавица. Мне уже 56. И нужен мне только мой муж, но вот ведь разволновался... Это трогательно.

- Вы детей воспитывали так, как было принято в вашей семье?

- Я своих родителей молодыми не знала. Маме было 36 лет, когда она меня родила, а отец еще старше. По характерам они разные. Мама меня однажды отлупила веревкой, той самой, которой были привязаны козы на Воробьевых горах, а тех коз я проглядела. Они залезли в соседний огород и поели овощи. Мама бывала иногда крута со мной, а отец, если был при этом, всегда меня защищал. Он сын священника. Очень добрый, мягкий человек. Вот такие они были разные, как мы с Мишей, но жили очень дружно и это чувство семьи, защищенности они мне дали. И у наших с Мишей детей оно есть, хотя мы и не идеальные родители. А может, в родительском таланте не бывает шаблона, идеала?

- Знаете, есть выражение: и в кого только ваши дети пошли? Так ваши-то в кого при вашей разности?

- А они тоже все разные. Причем не переделаешь. На своих ошибках не учатся. По моим наблюдениям личностные качества, как и внешние, сформированы до рождения. Ребенка можно научить чистить зубы, убирать кровать, а суть характера не изменишь.

- И двойняшки Зоя и Женя тоже разные?

- Удивительно разные. Помню, им было чуть больше года. Я положила их спать. Сама делаю вид, что читаю газету, но из-под листа наблюдаю за ними. Зоя начала засыпать, а Женя кричит на всю квартиру. Тогда эта маленькая девочка вдруг стала укачивать брата. Меня это поразило. И на протяжении всех последующих лет это качество - отвечать за себя и за него - у Зои сохранялось. Так, она первая начала ходить. И сразу же стала протягивать ему руку, чтобы он пытался подняться на ноги. Держась за нее, Женя и сделал свои первые шаги.

В школу они пошли вместе, не умея ни читать, ни писать, и при этом говорили неразборчиво, хотя целый год оба ходили в подготовительный класс. Учительница их невзлюбила и однажды ударила. Они пережили шок, потому что у нас в семье детей не били. В тот же вечер они дома заявили, что в школу больше не пойдут. Мы с мужем отнеслись к этому серьезно и решили забрать детей от бездарного педагога. Но куда их перевести? По счастью, знакомая дала нам адрес частной платной гимназии, где преподавали монахини. Там были и врачи, и логопед, и особые книги для проблемных детей. В результате через месяц Зоя и Женя научились и читать, и писать, и считать. В этой гимназии по средам дети не учились, а должны были побывать на каком-то культурном мероприятии: либо в детской библиотеке, либо в музее или на музыкальном вечере. Учебный год дети закончили успешно, но во 2-й класс мы решили вернуть их в школу по месту жительства. Директор согласилась их взять, но попросила привести детей, чтобы проверить их уровень знаний. Этот экзамен принимали директор и та самая учительница. Зоя и Женя молчали, как немые. "Почему вы молчите?" - спросила я их по дороге домой. "Что мы - дурачки? Мы ей все ответим, а она нас снова бить будет?" - объяснили дети. К счастью, летом мы переехали на Преображенку. Двойняшки пошли в новую школу и стали учиться без проблем. Правда, школьные задания они разделили: математику готовил Женя, так как он точные науки схватывает налету, а Зоя сильна в гуманитарных предметах, отлично рисует. Они были половинками целого, но меня это не радовало. Я попросила учительницу рассадить их на разные парты, чтобы они не замыкались друг на друге. И это оказался правильный шаг. Их кругозор расширился, появились новые друзья.

- Александра Дмитриевна, похоже, в вашей семье вы - главный педагог?

- Воспитывала в основном я, а муж только в тех случаях, когда я его об этом просила. Но отца дети всегда чувствовали. А это для ребенка самое главное. Хотя, например, для Шурика он был не только отцом, но и учителем, и товарищем в любимом деле. Именно отец научил Шурика водить и ремонтировать машину, чинить бытовую технику. Теперь он у нас домашний мастер, а от него и другие мальчики учились.

- Шурик был его любимцем?

- Нет, просто других сыновей возня с машиной не увлекала. А любимчиков у нас нет. Мы каждого любим таким, какой он есть.

- Что было главным в вашем воспитании?

- Учила детей выживать. Приучала к порядку: они не уходили в школу, пока не вымоют полы и не уберут кровати. У них была круговая порука. Сережа отвечал за Наташу. Наташа - за Алешу. Алеша - за Колю. Коля - за Ларису. Лариса - за Шурика. Шурик - за Таню. Таня - за Славу. Слава за Катю. Младшей тогда была Лена, а уж за нее отвечала я. Теперь младшие - Зоя и Женя. Они учатся в 8-м классе. Зоя мечтает стать врачом, а Женя, как и старший брат Славик, - помощником машиниста. Все наши дети работают, учатся, воспитывают собственных детей. Сережа и Шурик - строители, Наташа - контролер-кассир в супермаркете, но сейчас дома с ребенком, у Кати и Ларисы тоже маленькие дети. Коля - радиомонтажник, Леша - предприниматель, Таня - швея, Лена учится в вузе.

- Как же дети отвечали друг за друга, в чем это выражалось?

- А в том, что если, к примеру, Наташа получила двойку, то наказывала я Сережу. А он в другой раз не позволит ей уйти гулять, пока не выполнит домашние задания. Эта круговая порука была их щитом на улице. Вот Леша (он хитроватый был) однажды понял, что ребята у школы неспроста его поджидают, звонит домой: "Меня хотят избить" - и все наши дети бегом в школу. И отбили Лешку. А вот два дня назад пятнадцатилетний кавказец избил Женю ни за что, а просто, чтобы показать, что он хозяин жизни. За Женю есть кому заступиться, но я ребятам не разрешила сводить счеты. Такой конфликт всерьез можно решить только через суд.

- Александра Дмитриевна, а как вы учили детей обращаться с деньгами?

- Сначала брала их с собой на рынок. А с 9-го класса оставлю, например, Лене 200 рублей и даю задание сготовить обед. Она составляет меню, идет на рынок, уже зная, где что покупать. Кто-то из братьев помогает ей донести сумки, остальные тем временем убирают квартиру, моют посуду. К 4 часам я прихожу с работы: в квартире порядок, обед на столе, тапочки мне поданы. Я ем, отдыхаю и - за дела. Я проворная, до вечера успеваю горы свернуть.

- Ваших девчонок, наверное, замуж нарасхват брали?

- Да, так и было. Все выходили в 17 лет. Правда, через какое-то время расходились. В этом вопросе мужчины должны понимать: если хочешь иметь самую лучшую жену, готовься к этой встрече. Ты должен соответствовать. Интересно то, что первые мужья моих дочерей до сих пор не женаты и говорят одно и тоже: "Люблю только ее и буду ждать, пока она разойдется со вторым мужем".

- Вторые браки были удачнее?

- Это уже был осознанный выбор. Они находили то, что им нужно. Старшая дочь Наташа прожила с первым мужем 11 лет. У них двое детей. Работала в типографии упаковщицей. В 90-м году развелась и вышла замуж за адвоката. Родила третьего ребенка. И вот живут, получили хорошую квартиру. У другой дочери Ларисы муж пил. Я одобрила развод. А теперь у нее муж - мастер спорта по таэквондо, без вредных привычек. Ее сынишку очень любит (у него в 11 лет уже синий пояс). Лариса родила мужу дочку. Живут дружно, ведь они знакомы с детства. Вот так вышло: в юности не решился жениться, а потом с ребенком рад был взять.

- Александра Дмитриевна, взрослые дети вам помогают?

- У нас Лена еще учится на дневном отделении в Академии, получает, правда, лужковскую стипендию, но и мы ей помогаем. Остальные дети у меня ничего не берут, а сами мне несут: и сантехнику при переезде установили, и плитку положили, и наборы кастрюль подарили, и смесители... А когда в больнице лежала, толпой ходили. Так, что даже больные не выдержали: мы, говорят, устали от твоих посетителей.

- Вы можете припомнить какие-нибудь общие дела, семейные поездки?

- Например, каждый выходной мы вместе готовим еду и обязательно печем пироги. Целое ведро. И лепят их все, а двое следят за духовкой. В 1990 году Фонд "Многодетная семья" подарил нам микроавтобус. Этот "рафик" нам помог всех детей вырастить - мы с мужем на нем подрабатывали, а летом на нем же всей семьей путешествовали. Вместе мы ездили на море по путевкам от Комитета по делам семьи при Правительстве Москвы. Муж научил детей плавать, и они до сих пор любят воду, ходят в бассейн. Вместе работали на даче, пока всем не надоело тратить силы на эту "золотую" картошку. Дачу продали.

- А может, вы с мужем не от дачи устали, а от многолетней нагрузки, ведь 12 детей - тяжелый труд?

- Для меня семья - это главное в жизни. А вот о Мише я недавно подумала: может, и вправду он устал и я должна что-то изменить в жизни? Решила спросить: "Как тебе лучше, как сейчас мы живем вчетвером - двойняшки и мы или как раньше, когда все дети были с нами?" Он ответил: "Раньше было веселее. Я хотел бы построить здоровенный дом и всех детей туда позвать со своими семьями жить. Мне с ними было бы хорошо". И знаете, я человек деловой, обдумываю, как реализовать его мечту, подыскиваю место в ближнем Подмосковье с развитой инфраструктурой и красивое. А построиться можно в складчину: нас же много.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно