Примерное время чтения: 12 минут
692

Дети "Фристайла"

Мой собеседник Сергей - глава семьи, где растут трое детей, а это немало для нашего времени. Есть у него и еще один "эксклюзив" - несколько лет работы воспитателем в частном детском саду. Учебно-воспитательный комплекс называется "Фристайл", что в переводе с английского означает "свободный стиль". И эта тема - новаций в отечественной педагогике - оказалась не менее интересной. Так что наш разговор о самых разных проблемах - и о семье, и о стиле жизни.

- Сергей, вы многодетный отец. Мечтали об этом с детства?

- Чтобы не путать читателей, я хотел бы уточнить ситуацию. Моя жена Евгения - действительно мать троих детей, но мой родной только младший сын - Никита. Он зовет меня папа, остальные зовут Сергеем. Мы считаем, что старшие дети должны знать своего кровного отца и поддерживать с ним отношения. Я люблю всех троих, как своих.

Так что моя многодетность случайная и неожиданная. Хотя если бы мы встретились с Женей в 18-19 лет, то, вероятно, детей было бы много. А в 25, как это произошло в реальности, мы только создали семью, и в 26 у нас родился Никита. Сейчас нам по 32 года. Рождение четвертого ребенка проблематично, хотя желание такое возникает.

- Решиться на каждого следующего ребенка в наше время непросто, но, к слову сказать, уже давно открыта зависимость между жизнеспособностью детей и порядком их рождения. Существует даже закон о санологической оптимальности четвертого ребенка. Установлено, что заболеваемость детей, рожденных после четвертого ребенка, в два раза меньше, чем у перворожденного.

В дореволюционной России многодетность была нормой. К примеру, Д. И. Менделеев был 17-м ребенком в семье. Многодетная Россия играла ведущую роль в мире.

- Я думаю, что к многодетности должна быть генетическая и душевная расположенность, которая встречается один раз на тысячу человек. И в царской России это объяснялось во многом неумением беречься, предохраняться от беременности.

- У меня другое мнение. Тысяча лет православия заложила крепкие нравственные основы. Целомудрие и чадолюбие были убеждением, стилем жизни, прививались детям с "молодых ногтей". С трех лет мальчика воспитывали отцом, а девочку матерью.

- А может, женщины рожали потому, что боялись умереть от аборта? Делать-то их толком не умели.

- Думаю, если уж и боялись, то скорее каторги. Детоубийство считалось тяжким преступлением. Аборты были запрещены, так что женщины рожали. Правда, потом могли сдать ребенка в приют или подкинуть кому-то. Так, вдова Анна Жукова нашла на пороге своего дома мальчика, окрестила Константином, воспитала. Это был отец нашего выдающегося маршала Георгия Константиновича Жукова.

Мне кажется, основная проблема нашего времени в том, что реформы изменили перечень жизненных ценностей. Среди них деньги и удовольствия стали главными, а дети - скорее помехой. И женщины готовы на любые риски, связанные с использованием противозачаточных средств. Более того - усиленная пропаганда контрацептивов, часто замалчивающая очень серьезные осложнения от их применения - находится в прямой зависимости от власти денег.

- Да, мы живем с 91-го года в веке "золотого тельца". Я не думаю, что это совсем уж плохо. Этот период должен пройти. Но и сегодня у людей с достатком дети стоят не на последнем месте. Просто у родителей нет времени, и они откупаются игрушками, путевками, деньгами.

Я работал в частном детском саду и школе. По качеству обучения они, может быть, хуже государственных, но атмосферу мы создавали очень теплую, и дети получали недостающую заботу. Эту особую русскую душевность отмечали иностранцы, приезжавшие в наш детский сад "Фристайл" понаблюдать, как мы общаемся с детьми. У них этого нет, хотя используются самые модные педагогические системы: Вальдорфской школы и Монтессори.

- Вы эти системы принимаете?

- Мы их тоже использовали. Хотя там все основано не на духовном общении, а на тактильных ощущениях. Ребенок сам все познает, пробует. Так быстрее идет интеллектуальное развитие, хотя не факт, что его нужно ускорять. Но в целом в дошкольном образовании США и Европы много полезного, хотя школьное там, наверное, значительно хуже, чем у нас. Мы использовали их педагогические системы, но не полностью. Жесткой методики у нас не было. Главное - создать ауру, атмосферу. На площадках мы с детьми копали клады, водили детей в овраг кататься на санках. Слава Богу, обошлось без травм. Но вскоре у нас стали возникать конфликты с воспитателями старой советской школы - традиционалистами.

- Очень понятно, почему "старики" не воспринимали ваших новаций. Устранить барьер страха, отбросить ложный стыд, не стесняться собственного тела. Вы же наверняка этому учили детей? Дальше идет наслаждение собственной сексуальностью. Этого не могут принимать профессионалы, впитавшие классику отечественной педагогики и прежде всего систему К. Д. Ушинского. Они, может быть, не знали, что основатель Вальдорфской школы Р. Штайнер оккультист-сектант, что цель его псевдопедагогики - создание "нового" человека "шестой расы", причем эта на словах "свободная личность" на деле в абсолютном подчинении руководителя.

Штайнер был издателем журнала "Люцифер" (сатана), и детям предлагается "врастать" в этот сатанинский мир с изломанной психикой. Профессионалы могли не знать всего этого, но должны были почувствовать опасность, имея отечественный педагогический багаж и немалую практику. Дилетанты же, не подозревая о подвохе, с молодым энтузиазмом принялись внедрять в детское сознание штайнеровские новации.

- Наших детей никак не назовешь подчиненными. Они не ходили строем, не отдавали честь руководителю. Они становились раскованными, счастливыми. Мы сократили дистанцию между ребенком и взрослым. Не запрещали, а убеждали, объясняли, что до всего можно договориться.

- А как же заповеди, положенные в основу отечественной педагогики "Чти отца и мать свою"? Чти - это дистанция, уважение к возрасту и опыту. "Не должно быть никаких запретов" - это постулат из штайнеровской педагогики. Запретами достигаются результаты обратные, говорят они и предлагают детям все попробовать, таким образом обещая ребенку "саморазвитие, самопознание, самосовершенствование". Тысячи тех, кто "все попробовал", сегодня умирают от СПИДА, наркотиков, туберкулеза и алкоголя.

Ребенок должен знать слово "нельзя" и без обсуждения подчиняться, если этого требует отец или мать.

Ну, скажите, пожалуйста, если малыш сует пальцы в розетку, вы будете объяснять ему закон Ома? Убеждать, договариваться или отдерните его руку, строго сказав "нельзя"? В отечественной педагогике есть место и любви и строгости, а главное, она формировала никем не победимый здоровый духовно и талантливый народ.

- И нас дети любили. В этом была суть нашей системы.

- А в чем эта любовь выражалась?

- Мы понимали друг друга, нередко без слов. Дети нас обнимали, на шее висли, говорили приятные слова.

- Если вам доведется поехать в Коломенский район Подмосковья, загляните в Проводниковскую среднюю школу. Там местная учительница Т. А. Мельникова ведет уроки нравственности. На уроке по теме "Как любить?" дети определяют разницу между любовью духовной и телесной. Телесная любовь, говорят они, - это временное удовольствие, а духовная любовь - это когда делаешь кому-то доброе, помогаешь, делишь тяготы.

- Наши дети тоже не отказываются от помощи. Дежурные моют посуду, хотя за ними и приходится ее перемывать. Так что воспитание трудом присутствовало. Видите, не все так однозначно.

- Почему же вы ушли из "Фристайла"?

- Через пять лет почувствовал психологическую усталость. Думаю, что все педагоги лет через пять нуждаются в длительном (хотя бы год) отдыхе. К тому же испортились отношения с директором. Мы у него поначалу работали на одном энтузиазме, потом стали получать нормально, а потом - прилично. Но грянул август 98-го, и тогда он решил, что лучше нанять выпускников вузов или творческих педагогов с меньшими запросами. А, может, я зря мыслю так прямолинейно и он тоже почувствовал мою усталость?

Еще какое-то время я совмещал работу в саду и школе: преподавал риторику, литературу, историю. А сейчас я рекламный агент. О духовности этой профессии говорить не будем, но полторы тысячи долларов я в семью приношу.

- Да, вернемся к разговору о семье. Итак, каким образом в этот период работы во "Фристайле" складывалась ваша семейная жизнь?

- Семья наша образовалась в 1997 году. Я тогда работал воспитателем в садике, куда Женя привела двоих детей.

- Чем она вам понравилась?

- Красивая, характер задорный, добрая, очень любит детей, волнуется о них, заботится. Дети ее обожают. В 1998 году родился наш Никита. Я к нему и ночью вставал: жена почти до двух лет кормила его грудным молоком.

- А пеленки кто стирал?

- Мы его практически не пеленали. Наделает на пол - уберем. На прогулках использовали памперсы, а дома дети у нас до сих пор часто полуодетые ходят.

- Как складывались отношения с детьми?

- Никита сначала больше был мой, теперь стал ближе к матери. Я из-за работы стал реже с ним видеться. С Наташей отношения складывались непросто. Ей сейчас 14 лет. Летом она постоянно ездила к отцу в заповедник в Тверской области, некоторое время там жила, училась в экстернате. Отца она помнит, ведь с ним прошли первые годы ее жизни, они близки духовно.

- Он родом из Тверской области?

- Нет. И он и моя жена - москвичи. Дети одного круга. У Жени отец - профессор, мама работала в одном из очень популярных журналов. У первого мужа Жени отец работал в советских представительствах за рубежом. В детстве Женя и ее первый муж занимались в Клубе юных биологов при московском зоопарке - КЮБЗе .

В 90-91-х годах они решили купить дом в Тверской области и стали там жить. Муж Жени был идеологическим лидером КЮБЗа, а в заповеднике он стал фермером, завел скот. Но с фермерством не заладилось. Теперь пытается организовать в Москве деревообрабатывающее производство из тверских полуфабрикатов.

В 1994 году Женя с детьми вернулась в Москву. Уже будучи моей женой, поступила в Университет управления на социально-психологический факультет. Поскольку у меня высшее образование (историк- архивист), я ее понял и поддержал. Сейчас она на пятом курсе. Работает конюхом не за деньги (они мизерные), а за интерес. Труд тяжелый, но с помощью лошадей там лечат детей, страдающих ДЦП и аутизмом.

- Вам удалось найти контакт с детьми?

- Гоша хоть и зовет меня Сергеем, но относится, как к отцу. Я успеваю отвозить его в кружок авиамоделирования, в фольклорную студию, на карате, в бассейн. Дома занимаюсь с ним штангой, гантелями. Он со мной советуется, как с другом. А началось с того, что его одно время обижали кавказские дети. Он мне пожаловался. Я сказал: "Надо учиться договариваться, но и постоять за себя". Так мы начали заниматься спортом. Теперь он сильнейший в классе, но сам никого не обижает. Нет, бывает, иногда с Никитой подерутся, но на улице друг за друга стоят горой.

- А с Наташей удалось сблизиться?

- В последнее время, мне кажется, она стала понимать меня.

- Кто у вас глава семьи?

- Первые несколько лет был я. После смерти Жениной мамы мы с Женей все решения стали принимать вместе, а сейчас, несмотря на то что я зарабатываю на жизнь, и немало, - последнее слово за ней. Хотя в случае с Гошей я принял решение вопреки ее мнению. Она считает, что надо уметь договариваться в любых ситуациях, но я настоял на том, что надо учить мальчика давать отпор.

- Какие у вас в семье приоритеты?

- Главное, что мы любим друг друга и нам вместе хорошо. Конечно, стараемся вырастить детей порядочными и не лодырями, чтобы смогли кормить собственных детей. Желаю им иметь работу по душе, а мне в пору "дикого капитализма" надо обеспечить выживание семьи.

- А вы смогли бы ради карьеры жены года два посидеть дома с детьми?

- Я и сидел, когда уходил из "Фристайла", а вот теперь, когда мы привыкли к высокому уровню жизни, отказаться от этой денежной работы... это надо подумать.

- Как вы считаете, почему к многодетным семьям нередко отрицательное отношение?

- Иные просто не любят детей. Другим обидно видеть много чужого счастья, ведь какая бы атмосфера ни была в большой семье - это все равно счастье.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно