aif.ru counter
43

Дорога одна - за парту

АиФ Семейный совет № 16 30/08/2003

Наверное, ни одно первое сентября ни в одной школе не обходится без рыданий. Среди серьезных первоклашек, аккуратно собранных родителями и сжимающих в хрустящих обертках цветы, обязательно найдется мальчик или девочка, которые не выдержали торжественного ритуала и бросились из рядов новоиспеченных школьников на руки маме или бабушки. Море слов, хор успокаивающих его взрослых, и все безрезультатно.

СЛОЖНЕЕ привыкают к новым условиям ребята, которые не посещали детский сад. Но даже "бывалые шестилетки", умеющие общаться в коллективе, могут как следует спасовать. В школе кажется страшным все: и длинные коридоры, и высокие старшеклассники. Но самое главное, рядом не будет родителей и бабушки, нет "тыла", куда можно спрятаться. Конечно, пройдет несколько дней и все изменится... Однако первое впечатление от школы иногда ломает психику ребенка.

Омрачить это впечатление способен внезапный инцидент, трудно прогнозируемый, однако вполне банальный. Как, например, это произошло с соседским мальчишкой, который сейчас перешел во второй класс. А произошел с Максиком "конфуз". Его потом еще долго вспоминали самые дерзкие ребята из класса, обидно посмеиваясь. Мальчишка долго тянул руку, чтобы попроситься в туалет. Учительница не знала о его намерении и не торопилась поднимать, накануне он успешно отвечал. Встать и подойти к учительнице Максик не решился. И даже от волнения забыл ее имя... За пять минут до звонка он внезапно расплакался. Брюки были уже мокрыми...

Самый неожиданный поворот событий ждешь, как правило, от самих же детей. Характер у всех ребят разный. Поведение непосредственное. Настоящим "бедствием" обернулся первый класс для очень талантливого мальчика. Все из-за одного единственного "злодея" - одноклассника. Миша приехал с мамой из Алма-Аты. Мама у него русская, а папа кореец. Он рано начал читать, уже хорошо играл в шахматы и особенно любил математику. Учительница с первых дней выделила его как опору в классе. Он еще не успел познакомиться со всеми ребятами, как однажды к нему подошел "ершистый" одноклассник и спросил: "Ты чего из Японии? Ты - япончик?" Миша затвердил, что он - русский. Но вредный ребенок не мог угомониться. Так и приклеилась к нему в том классе кличка Япончик. Причем милый ребенок упрямо не хотел ее принимать. В знак протеста - перестал работать в классе... Пришлось переводить Мишку в другую школу, где он благополучно учится до сих пор. Но тот "тяжелый" для него период, поверьте, запомнится на всю жизнь. Как вы считаете, нужны вашему ребенку подобные стрессы? Конечно, нет. Тогда постараемся максимально обезопасить первоклашку от них. Пусть он быстрее пройдет период адаптации и скорее привыкнет к новым условиям.

Накануне первого сентября и потом еще в течение нескольких дней много говорите с малышом о новой школе, о ее достоинствах, о будущих друзьях, с которыми он непременно познакомится. Ваша задача рассказать об учительнице и о директоре школы. Помогите ребенку запомнить их имя и отчество. Похвалите педагогов, подчеркнув такие качества, как доброта, внимательность, ум. Помогите ребенку увидеть в новых для него людях что-нибудь красивое: глаза, волосы, платье. Чем быстрее он привыкнет к первой учительнице, тем внимательнее он будет слушать ее объяснение, тем легче усваивать знания, тем скорее он станет самостоятельным.

Возьмите за руку ребенка и попросите провести экскурсию по школе. Обратите его внимание на стенды, что весят на стенах школы, на красивые уголки. Пусть он покажет вам раздевалку, спортивный зал, столовую, и рассмотрите вместе внимательно его класс. Поговорите о правилах поведения, узнайте, что ему не нравится... Вызывая ребенка на откровенность, вы незаметно становитесь для него другом. Возможность советоваться с вами постепенно перерастет в привычку. В дальнейшем уже не составит труда выяснить, почему он пришел со школы "не в духе" или снизил успеваемость.

Позвольте ему самому выбирать, что есть на завтрак, а что нет. Невкусная еда может обернуться проблемой среди урока. Не только тошнотой или рвотой, но и плохой концентрацией внимания. Поэтому всегда, собирая завтрак в школу, поинтересуйтесь, что он кушает с особым удовольствием.

Часто поступает жалоба учительницы на медлительность ребенка. Он якобы не умеет быстро переодеваться и собирать вещи. Ваша задача - выстоять эти "необоснованные" претензии. И тем более не ругайте первоклашку. Темперамент у всех детей разный. Ваш ребенок и в жизни все будет делать медленно, зато - добросовестно. Постепенно он сам нагонит ритм, заданный классом. Но дома, в игровой форме, можно будет потренироваться на время собирать портфель. Побил свой собственный рекорд - получи поощрительный приз, вкусную конфету.

Прошла неделя, но ваш ребенок так ни с кем и не подружился. Одиночество может превратиться в замкнутость. Это отразиться на учебе, постепенно сделает ранимой психику. Поинтересуйтесь, кто ему в классе кажется наиболее симпатичным, и посоветуйте пригласить его или ее в гости. Если ему это сделать будет трудно, договоритесь с их родителями встретиться в выходные в парке. Совместные игры постепенно перерастут в прочную дружбу и взаимовыручку.

Всем известно, что стеснительность - помеха в учебе. Все проблемы легко решить, если не бояться спрашивать. Объясните ребенку, что нет ничего страшного в том, что он не понял объяснение учительницы. Если он попросит объяснить тему еще раз, он не только быстрее сделает домашнюю работу, но так же сможет помочь робким одноклассникам, которые тоже наверняка "плавают" по заданной теме. Потренируйте ребенка обращаться к взрослым на улице. Когда вы с ним на прогулке - попросите, чтобы он узнал для вас время или сам купил себе мороженое.

Будьте терпеливы

Родителям первоклассника следует помнить, что главным мотивом, влекущим ребенка в школу, выступает отнюдь не интерес к учению. Ребенок еще до первого сентября стремится в школу не потому, что хочет учиться, а потому, что хочет быть школьником: иметь учебники, носить портфель. Сам же по себе процесс учения мало кому из первоклассников доставляет радость. Это же упорный труд: писать красивые буквы, бегло и выразительно читать, быстро и правильно считать. Поэтому родителям надо доброжелательно и с интересом встречать неудачи ребенка, помогать ему и советом и поддержкой.

Первый год обучение будет проходить под вашим контролем. Ваша позиция - это прежде всего позиция доброжелательного советчика. С самого начала приучите ребенка к режиму дня и к порядку выполнения домашнего задания. В дальнейшем это перейдет в хорошую привычку.

Ребенок должен выполнять домашнее задание самостоятельно; но при этом он должен постоянно чувствовать, что его работа взрослым небезразлична. Длинные нотации, равно как и короткие обидные ярлыки "бестолочь", "бездарь", крики и наказания ему не помогут - и он (и вы?) это прекрасно знаете! Ему нужна от вас добрая и умная помощь (время от времени, по сути дела, и всегда - эмоциональная психологическая поддержка), а в раздражительном или безразличном контроле он нуждается так же, как и мы с вами.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы