109

Владимир ФИЛИППОВ: "ЕГЭ снимет проблему коррупции"

АиФ Семейный совет № 12 21/06/2003

Что греха таить большинство школьников и их родителей считают, что самый надежный путь поступления в престижный московский вуз - занятия с репетитором. И в этом смысле у столичных выпускников гораздо больше шансов - преподаватель вуза натаскает любого столичного троечника так, что тот переплюнет на вступительном экзамене многих медалистов из провинции. Поэтому идею единого государственного экзамена, который должен положить конец этой "системе", многие родители восприняли с большим интересом. Как это будет реализовано, кто и как будет бороться с поборами в школах и вузах - на эти и другие вопросы журналистов на пресс-конференции в "АиФ" ответил министр образования РФ Владимир ФИЛИППОВ.

Наша школа позиций не сдает

- Владимир Михайлович, насколько качественное образование дает наша российская школа и достаточно ли этих знаний для поступления в московские вузы?

- Об этом нельзя говорить в общем, как нельзя говорить о средней температуре госпиталя. Но хочу подчеркнуть следующее. Наша школа остается одной из лучших в мире. Это основывается на том, что мы преподаем на основе государственных стандартов и не даем преподаванию в школе опуститься ниже определенного уровня. Во многих странах мира этого единого стандарта нет. Например, в Америке каждая школа фактически вырабатывает свой стандарт. И можно окончить школу, совсем не изучая, например, химию или физику. В нашей стране это невозможно. У нас неплохой стандарт, у нас неплохие учителя, у нас неплохая система преподавания. А вот оценки знаний на выходе у нас страдают. Поэтому чтобы управлять качеством образования, надо иметь механизм его оценки. Когда учитель преподавал тебе физику и сам поставил тебе четверку - это механизм некорректный. Поэтому нам и нужен ЕГЭ.

- ЕГЭ ликвидирует коррупцию при поступлении в вуз?

- Да, он снимает эту проблему, потому что если нет вступительных экзаменов в конкретный вуз, то некому и давать взятку. В вузе в этот день никого не будет, все преподаватели в июле отдыхают, а все результаты видны в интернете - кто куда послал документы, где находится по рейтингу. А вот репетиторство останется. Но учителя будут готовить детей, чтобы они лучше сдали единый экзамен, а куда выпускник пошел, в какие вузы - это не их вопрос.

Пути реальной демократии

- Если говорить о взятках, поборах, то нельзя обойти вниманием московские школы, сам процесс обучения. Что будет делаться для того, чтобы положить конец вымогательству денег у родителей?

- Здесь есть два пути. Во-первых, административный. Любовь Петровна Кезина - руководитель московского Департамента образования - рассказывала мне, что она провела проверки по фактам поборов почти в 120 школах (по которым поступили звонки во время ее прямого эфира в "Московском комсомольце"). По итогам заседания коллегии Департамента образования она сняла с работы нескольких директоров школ. И все равно это продолжается, потому что наш народ очень хитрый. От всех вначале требуют - принеси заявление, что ты добровольно хочешь помочь школе, а потом, через 2-3 дня, - определенную сумму. Поэтому говорить о том, что кто-то вымогал, почти невозможно - заявление ты сам принес. Так что административный путь не очень эффективен.

Но есть и второй путь, который надо реализовывать. Это создание механизмов государственно-общественного управления каждой школой. Но, подчеркиваю, не только родителями и не столько родителями. Потому что, как правило, они очень зависимы - и от директора школы, и от учителя, и от классного руководителя. Сейчас готовятся поправки в Закон об образовании о создании при каждой российской школе Совета попечителей. Он будет наделен двумя функциями. Первая - оказание помощи школе в привлечении внебюджетных средств. И вторая - контроль над укладом жизни школы. Понимая под этим и качество учебного процесса, и безопасность в школе, и качество питания детей, и воспитательную работу. Эти советы должны быть построены так, чтобы они не были в зависимости от директора школы. Там должны быть и бывшие выпускники, которые хорошо знают школу и могут ей чем-то помочь, и представители местных органов власти, и местные работодатели, и, возможно, по определенному механизму родители.

- Проблема поборов в вузах стоит не менее остро. Расскажите, как министерство собирается с этим бороться?

- Мы должны создать механизм воздействия на тех преподавателей, которые берут взятки. Я, например, когда получил такую записку в кемеровских вузах, сказал студентам, ну что же вы "спите", возьмите и опубликуйте - такие-то преподаватели берут взятки. В Кемеровском сельскохозяйственном университете студенты так и сделали: после сессии написали и развесили по всему университету списки преподавателей, которые берут взятки - по зачетам и так далее. Конечно, это недоказуемо. Но шум поднялся большой - собирался ученый совет, заседания кафедр. И помогло. Не на 100%, но помогло. Еще 2-3 раза сделают, и если из года в год в этих списках будут появляться одни и те же фамилии - уверяю вас, проблема будет снята.

Раскрою вам небольшую тайну. Со своей стороны мы тоже помогаем студентам бороться за справедливость. Два месяца назад на совещании с МВД по фактам коррупции в вузах составили план мероприятий - с помощью студентов будем ловить тех взяточников, которые есть внутри каждого учебного заведения. У нас есть "тайный график" работы. Есть сайт, на который студенты мне "стучат", где надо искать.

Кто накажет интернет-мошенников?

- В самом начале единого экзамена в интернете появились сайты с ответами на вопросы ЕГЭ. Была ли это утечка информации и что министерство собирается делать с мошенниками?

- Недавно я проводил совещание с представителями Министерства внутренних дел, ФСБ и Прокуратуры России. На нем я поставил вопрос о появлении целого ряда сайтов, на которых якобы продаются ответы на вопросы Единых государственных экзаменов. Подчеркиваю, я сам поставил этот вопрос, прекрасно понимая, что если есть какая-то утечка информации, то расследование обязательно выведет на сотрудников Министерства образования. Но я абсолютно уверен, что этого не может быть в принципе. Потому что знаю технологию формирования пакетов с заданиями: ни один человек - ни министр, ни первый замминистра - не знает, какой пакет в какую школу придет. Пакетов тысячи - они запакованы, они одноразового вскрытия. Приезжает представитель региона, в котором 100 школ, выбирает из этой огромной массы какие-то 100 пакетов - расписался, забрал их и увез. Какие пакеты он забрал, что там находится, какие вопросы попались именно данному региону - этого никто не знает.

Но получилось так, что я даже немного опоздал с этим совещанием, - и расследования-то не понадобилось. Как мне сказали коллеги из правоохранительных органов, что фактически, когда открылись не один, не два, а 20 сайтов по продаже тестов единого экзамена (я официально заявляю эту цифру), то они же друг друга и убили. Потому что стали за разную цену продавать совершенно разные вопросы. И тем самым себя дискредитировали.

А вот кто будет ловить этих мошенников, вопрос уже другой. Причем он касается не только ЕГЭ. Недавно я получил очередное послание в интернете, в котором официально прописано, что за 200 долларов гарантируется поступление в частный вуз. Это заведение аккредитовано, а это означает укрытие от армии. Там написано - мы гарантируем в течение 5 лет обучение в вузе. И все это вывешено на сайте, я просто получил официальное извещение. Кому надо этим заниматься? Кто будет ловить этих людей? Неужели Министерству образования нужно заводить свою полицию или все-таки у нас в государстве есть какие-то структуры, которые должны отвечать за поимку таких мошенников? Или даже еще более простой пример. Все знают, что на Пушкинской площади каждое утро стоит женщина и продает дипломы. Ничего не надо искать. Просто поехать кому-то и заняться этим вопросом. Или опять это надо Министерству образования - ехать к ней? Конечно, этим должны заниматься органы.

Правила и исключения

- С перспективами ЕГЭ - понятно, а что делается сейчас для борьбы с коррупцией при поступлении в вуз?

- Я уже не первый раз за этот квартал провожу совещания с МВД - у нас есть определенный план. Три года назад он был подписан МВД, Прокуратурой, Министерством образования и Союзом ректоров. Мы поняли, что проблему вступительных экзаменов не решить на уровне ректоров. Потому что какими бы честными и порядочными они ни были, все делают сами приемные комиссии. Мы убедились в этом наглядно на примере карельского вуза.

В апреле прошлого года мы обсуждали перспективы ЕГЭ с ректором Петрозаводского госуниверситета Виктором Николаевичем Васильевым. Он тогда относился к единому экзамену скептически и сказал мне: "Владимир Михайлович, я сам контролирую вступительные экзамены в своем университете и знаю, кого я отберу, а то, что мне кто-то наберет на едином экзамене, меня не устраивает". Я ему ответил: "Виктор Николаевич, ты себя тешишь надежной, что знаешь, кого принимаешь. Возьми в июле и перепроверь те работы, которые проверили твои приемные комиссии". К чести ректора Виктора Николаевича он не забыл этот разговор. В июле читаю в средствах массовой информации - ректор Петрозаводского университета ночью взял проверенные вступительные работы на юридический факультет по иностранному языку и перепроверил их. Оказалось, что половине получивших пятерки и четверки надо ставить двойки. Он вызвал председателя приемной комиссии, преподавателей - абсолютное большинство из них тут же написали заявления об уходе. Вот вам факт - оказалось, что нельзя решать проблему коррупции на вступительных экзаменам каким-то уговариванием и каким-то контролем. Должно быть системное решение. На основе Единого государственного экзамена.

- Насколько будет расширен список элитных вузов, в которых не будет учитываться результаты ЕГЭ?

- Ваш вопрос я бы сформулировал иначе - ведется борьба за то, какие элитные вузы смогут НЕ УЧАСТВОВАТЬ в ЕГЭ? Потому что абсолютное большинство, более 90%, вузов примут участие обязательно. Но, конечно, будут исключения. Первое. Мы планируем дополнительные вступительные испытания в вузы культуры, искусства, спорта. Например, для того чтобы сдавать русский язык или физику в институт физкультуры, не нужно будет ехать из Сибири в Москву. Эти экзамены можно будет сдать на месте. А вот для дополнительного испытания по физической культуре надо будет приехать сюда. Вторая категория - вузы, где реализуется углубленная подготовка. Это Физтех, МИФИ, мехмат МГУ и так далее. Возможно, подчеркиваю - возможно, в эти вузы будут дополнительные вступительные испытания. Но опять-таки не надо будет ездить в Физтех, чтобы сдавать, например, русский язык. Его можно сдать у себя на едином экзамене. А на мехмате или в Физтехе будут более комплексные испытания.

- А будут ли какие-то студенты приниматься без экзаменов?

- На самом деле мы планируем расширить такой прием. Одна категория - победители предметных олимпиад - по физике, химии, биологии и т.д. Будет создана система олимпиад, в том числе региональных, по результатам которых можно будет поступать в вузы без единых экзаменов. Кроме того, мы введем дополнительное поступление и для будущих инженеров. Например, мальчик может плохо сдать единый экзамен по физике, но он будущий Шухов. Если мы не примем его, можем потерять инженера. Поэтому мы еще расширим всероссийские олимпиады по специальным программам - от субъектов Федерации до федерального уровня. И победители таких олимпиад (например, по программе "Шаг в будущее", которую мы реализуем на базе Бауманского университета) будут поступать в вузы без экзаменов. Это коснется не только инженеров, но и каких-то других направлений, например медицины.

И последнее - мы планируем "легализовать" прием способной, талантливой молодежи в области спорта и в области искусства. По сути, мы делали это всегда - и при советской власти и сейчас. Если к нам приходит мастер спорта международного класса - вы что думаете, мы его не берем? Берем. И делаем это при существующей системе экзаменов. И находим "механизм" - вот там, под столом... Так давайте лучше сделаем это по-честному - примем, скажем, 5% студентов по критериям, определяемым данным высшим учебным заведением. Но чтобы вуз гласно установил эти критерии, показал Ученому совету, как и кого он принимает - либо ребенка директора коммерческого банка, либо мастера спорта международного класса. Сейчас мы готовим соответствующую поправку в закон, которая дает право высшим учебным заведениям право такого приема.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах