Примерное время чтения: 7 минут
147

Возвращенец

Так называют детей, которых когда-то усыновили, а потом отдали обратно. От Саши отказывались дважды: сначала родная мать, затем - приемная.

Сын

САША рассказывал мне о своем интернатском житье-бытье и о своих опекунах. Благо есть, что вспомнить. Подросток уходил под опеку дважды. И оба раза от него отказывались, и он снова оказывался на начальной точке отправления - в интернате.

У первых кандидатов на Сашкиных близких людей он задержался ненадолго - прожил лето, и его вернули назад в интернат. Он убежден, что так и должно быть: захотели - взяли навсегда, захотели на несколько месяцев - так и поступили.

Потом в его жизни появилась Наталья Сергеевна, у которой Сашка прожил пять лет. В начале разговора мальчик назвал ту, которая была его единственным близким человеком, весьма лаконично: "опекунша". Он зол, хотя и не показывает напрямик. Свой возврат в интернат он воспринимает как... предательство. Впрочем, как и любой другой на его месте.

- Ты ее мамой называл?

- Да.

- А сейчас почему не называешь?

- Непривычно.

- Почему тебя вернули?

- Она не справлялась с моим поведением. Я убегал, иногда дома не ночевал.

- Почему убегал? Тебя что, обижали?

- Нет, просто гулять много не разрешала. Я люблю гулять, а она не отпускала! Пропускал уроки еще...

- Тебе ее не хватает?

- Я хожу в гости. Последний раз был три дня назад. Когда я прихожу, она готовит все самое вкусное, то, что я люблю. Я тоже ее люблю.

Сашка не плачет, но глаза красные, и видно, что задет больно. К нему влезли в душу, и мы переводим разговор. Но тему оставить в покое не получается.

- Мама сказала, что если я исправлюсь, она заберет меня обратно.

Он надеется. Причем настолько открыто, что и не думает это скрывать...

Мама

- ОН был интеллигентным, ласковым мальчиком, - начинает разговор Наталья Сергеевна, к которой я заехала сразу после посещения интерната.

Вместо монстра, бросившего ребенка, передо мной - усталая женщина с невообразимо грустными глазами.

- Даже если нашкодничает, сразу: "Мамулечка, прости, пожалуйста!" Я не знала, что с ним делать, правда, не знала. Может быть, не хватило мужской руки, он ведь мальчик... Повзрослел, характер проявляться начал, упрямым стал, непослушным.

Оформляла опеку. Сначала хотела его взять совсем. Он, кстати, очень просил, чтобы поменяла ему фамилию. Да пенсия была невеликой - 260 рублей. А тут какая-никакая, а доплата.

Я и работала всего три дня в неделю. Все - ему. И в цирк столичный ездили, и в театры... Понимаете, я всегда хотела дать Саше все самое лучшее, чтобы он вырос замечательным. И ведь постоянно под присмотром. Одного его оставлять вообще нельзя. Когда Саша уже начал убегать, я собиралась на работу, а его запирала дома. Так ведь окна выставлял!

У меня тоже не было родных родителей, были приемные мама и папа. А Сашка меня называет мамой! О, Господи!..

Дальше Наталья Сергеевна говорить не смогла, заплакала. Нет, это не надуманно и не игра. Вообще говорила женщина постоянно на надломе, потому что ничто и никто не ранит так страшно, как близкие люди...

Семья

САШКУ тащили в нормальную жизнь из последних сил. Повели на частный прием к психологу. Он выполнил несколько тестов, а перед повторным приемом взял и удрал. Узнавать результаты тестов пошла приятельница Натальи Сергеевны.

Специалист ей сказала, что по всем параметрам ответов мальчик - потенциальный преступник. Это, как мне показалось, укрепило приемную мать в мысли о том, что без посторонней помощи ей вряд ли удастся совладать с подростком. Только если так просто разоблачить будущего преступника, может быть, их уже в 12-летнем возрасте надо изолировать от общества, запирать в железные клетки?..

Показанные мне ведомости из общеобразовательной и музыкальной школы - сплошь пятерки с четверками. Да и учился Саша вовсе неплохо до того самого момента, когда его угораздило попасть в дурную компанию. Другое дело, насколько ему, а не маме были нужны такие интенсивные занятия музыкой. Да, преподаватели говорили о нем как о талантливом музыканте, но...

- Он, знаете, просто болел своим футболом. Сразу после школы - на поле. Ни дня усидеть не мог.

Что плохого в футболе? Наверное, плохо то, что он очень отвлекает от аккордеона и фортепьяно. А именно на этих отделениях учился Сашка.

Кроме того, подростковый возраст чреват переменами, которые происходят с примерными мальчиками, превращая их в непримерных.

Подобные метаморфозы порой приводят в ужас и родителей, и опекунов. Потому как любимое чадо вытворяет та-а-акие номера! Сашка исключением не стал. Нашел друга, который карабкается по жизни как может, не гнушается мелким воровством, беспрестанно курит, а иногда и "употребляет". Неспроста, конечно. По словам того же Саши, мама приятеля чуть ли не инструкции детям раздает, как "обувать" пьяных на улице.

Постепенно и примерный Саша стал более походить на свое окружение и менее - на мальчика с фотографии. Бывало, приходил домой ближе к полуночи, здорово сдал в учебе, музыку и вовсе забросил, начал курить и употреблять "ненорматив". Потом и вовсе все вылилось в кражи денег из дома. Последняя украденная им сумма была потрачена на никотин и заграничные сладости, которые поедались в тесной компании на сеновале в двух метрах от дома.

- Ему все равно, понимаете! - продолжает Наталья Сергеевна. - Он ворует у меня последнее, и ему все равно.

Она хотела как можно дальше отодвинуть его от круга людей, социума, из которого он вышел. Это понятно, потому что у такого ребенка могут проявиться и генные завороты, и дурная наследственность, и все что угодно. Но, хотя я могу и ошибаться, запиранием, навязыванием и тому подобным мы, как правило, добиваемся прямо противоположного результата. Но вряд ли Наталья Сергеевна об этом думала да и думает...

Возвращение

ТАКАЯ получилась история. О горе двух людей, которые предали друг друга.

Я смотрела на бывшую Сашкину маму и не понимала, почему, когда решался вопрос об опекунстве, ранимой, сентиментальной музыкантше не порекомендовали взять... девочку? Почему никто не берется оценивать психологический потенциал усыновителя? Это приемные родители в пылу счастья (особенно если своих детей у них нет) не в состоянии просчитать возможные ситуации на несколько лет вперед. Но специалисты?

Случаи возврата детей в интернат встречаются нередко. Но никого это не наводит на мысль о том, что надо что-то менять. Рушится то, ради чего и созданы законы, работают соответствующие организации. Где смысл?

Безусловно, с ребенком нельзя обращаться, как с дворовой собачонкой: пока маленькая, пушистая и не кусается, она нужна. Выросла, показала характер, который не сахар, хуже того - укусила, тогда ее пора вон. Наталья Сергеевна не смогла справиться с неподконтрольным подростком. Откуда ей знать, как себя вести, что вообще делать, когда нет соответствующего жизненного опыта. Она тоже пострадала, потому что оказалась в вакууме.

Эта история наводит на одну, но, по-моему, верную мысль: перед тем, как взять ребенка из детдома, надо подумать не тридцать раз, а триста тридцать. Воспитание такого человечка требует огромных материальных, моральных затрат и БЕЗГРАНИЧНОЙ ЛЮБВИ.

Эта история закончилась вовсе не печально. Когда материал уже был готов к печати, позвонил Саша и сказал, что Наталья Сергеевна забирает его домой. Навсегда. Разлука в полгода показала, что жить порознь у них не получается.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно