Примерное время чтения: 4 минуты
240

"Человек учится, когда поправляет чужие ошибки..."

Предложение выучить иностранный язык - на курсах в группе или наедине с преподавателем каждый раз ставит перед сложной дилеммой: а что, собственно, лучше? Впрочем, в головах потенциальных учеников прочно засели несколько стереотипов. Прокомментировать их мы попросили известного специалиста в области преподавания иностранных языков профессора Г.А.Китайгородскую.

Стереотип первый. Индивидуальное обучение гораздо эффективнее, чем занятие в группе.

Наша жизнь многоголоса по определению, и группа - это своеобразный срез социума. Обучение в ней создает возможность общения не только ученика с преподавателем, но и учеников друг с другом. При индивидуальном обучении ни один, даже самый талантливый преподаватель не сможет провести вас через все множество ситуаций, в которых сталкиваются самые разные люди как в жизни, так и в учебной группе.

К тому же у одного человека ресурс возможностей (в том числе информационных) ограничен. Как ни старайся, но в ситуации живого общения тет-а-тет невозможно познакомиться больше одного раза. А если у вас 10 партнеров? Представьте, сколько раз естественным путем будут тренироваться языковые и речевые формы! Эффект коллективного творчества порождает всплеск фантазии, раскачивает маховик воображения, азарта. А значит, активизируются память, мышление, возникает целый ряд собственно групповых процессов, которые в ситуации индивидуального обучения просто не могут возникнуть.

Стереотип второй. При индивидуальном обучении получаешь больше внимания, а в группе можно затеряться.

Если группа работает традиционным путем, то действительно, чем меньше - тем лучше. Но когда целью обучения является общение (что уже предполагает коммуникативный подход), то затеряться в группе просто невозможно. Группа - это не сумма отдельных людей, ее составляющих. Здесь возникает качественно новый уровень взаимодействия, который способствует проявлению каждым участником себя как личности. А еще это прекрасная возможность скорректировать самооценку. Ведь что происходит при индивидуальном обучении? Ученик себя оценивает только по тому, как его оценил педагог. Он единственный, кто формирует его самооценку. А кто сказал, что преподаватель всегда является истиной в конечной инстанции!

В группе же вы, общаясь с разными партнерами во время занятия, естественно, сравниваете себя с ними: кто-то посильнее вас, кто-то послабее, и выставляете себе множество сравнительных оценок. Вероятность приблизиться к объективной при этом повышается.

Стереотип третий. При индивидуальном обучении преподавателю легче исправить мои ошибки.

Но что происходит, когда преподаватель исправляет вашу ошибку, адресуясь только к вам? Порой вы автоматически исправляете ее, не фиксируя саму ошибку. Конечно, в группе веер ошибок и больше и разнообразнее, но учится человек, когда поправляет ошибки других. Нам не просто воспринять поправки в свой адрес. Самолюбие ли притормаживает, старание ли произнести следующую фразу. Ситуация группового обучения позволяет преодолеть эту трудность. И самолюбие не задето! Главное - чтобы преподаватель исправлял не ученика, а ошибки и делал это в деликатной форме.

И раз уж мы говорим об обучении общению, то только в группе можно сформировать умение психологически корректного взаимодействия с людьми. В ситуациях постоянной смены партнеров и их количества члены группы учатся слушать и слышать партнера, правильно запрашивать информацию, доказательно и уважительно аргументировать свое решение; быть терпимым, уметь принимать чужое мнение...

Обучение в группе дает возможность повысить свою компетентность в общении, а именно по этому показателю можно будет судить, насколько успешно вы овладеваете языком.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно