Примерное время чтения: 9 минут
520

Нина Усатова: ...Я все еще "хожу в старых калошах"!

Актриса Нина Усатова - человек веселый. "В обычной жизни я больше, наверное, смеялась, чем плакала, - говорит она. - И вообще я редко плачу". Тем не менее самые заметные ее роли - трагические. Помните - "Холодное лето 53-го", "Мусульманин". Фильм "Кавказская рулетка" режиссера Федора Попова, в котором она играет Марию, не исключение. "Весь фильм непростой, на пределе человеческих переживаний, - рассказывает актриса. - Обе героини много страдали, у каждой за плечами тяжелая жизнь: Анна была снайпером на чеченской войне, а Мария, человек из мирной жизни, ищет плененного бандитами сына. Женщины встречаются в поезде, сначала враждуют, потом пытаются понять друг друга. Почему бандиты охотятся за Анной? Кто виноват, что наши дети оказались на войне?.."

МЫ пытаемся беседовать в большом ресторанном зале Дома кино, где недавно закончился премьерный показ "Кавказской рулетки". Нина Николаевна только что выпила несколько таблеток.

- Посмотрела фильм, и голова заболела, - объясняет она. - Всякий раз переживаю заново... Ой, а можно я вот это попробую?

Фуршетные столы ломятся, и трудно увести проголодавшуюся, истерзанную журналистами актрису в укромный уголок, чтобы поговорить о фильме, о жизни. И все-таки, отчаянно отбиваясь от наседающих почитателей, с сумкой актрисы на плече и ее же чашкой чая в руке я увлекаю Нину Николаевну в небольшой холл.

Наконец-то можно отдышаться. Выпив ароматного чаю, она повеселела, кто-то вспомнил, что фильм и о детях тоже, и Нина Николаевна тут же рассказала историю о своем сыне.

- Однажды мы были на кинофестивале в Крыму, и в один из вечеров неожиданно оказались в гостиничном лифте лицом к лицу с Юрием Никулиным. Шестилетний Коля был не робкого десятка и с ходу предложил любимому ведущему "Белого попугая" несколько анекдотов. Я оторопела от такой смелости. Однако же Никулин все принял всерьез и назначил встречу Коле на завтра. На следующее утро просыпаемся в 8 часов и сразу на пляж. Погода была пасмурная, народу никого. Все киоски закрыты. Одни собаки бегают. Я думаю: конечно, не придет, прогуляемся и вернемся. Идем вдоль берега, и - можете себе представить! - сидит на набережной Никулин в своей белой капитанской фуражке. Мне стало так не по себе! Я-то грех на душу взяла: подумала, что он так, мимоходом пообещал... Поздоровались они за руку, по-мужски, Коля рассказал ему анекдоты. Никулин хохотал до слез, говорил, что в самом деле никогда не слышал этих анекдотов. Хотя, по правде говоря, все они были заезженные, "с бородой"...

Нина Николаевна заразительно смеется. Но приходится возвращаться к фильму...

- А вы бы запретили своему сыну идти в армию, легли бы поперек дороги, как предложила Анна? - спрашиваю актрису. Она сразу мрачнеет.

- Не хочу, чтобы вообще кто-нибудь воевал. Почему женщина, носящая сына в утробе, должна бояться, что его когда-нибудь могут убить на войне? Мой отец, фронтовик, вернулся с войны с орденами, но я не знаю, как бы он сейчас к этому относился, что сказал бы? А раньше слово "солдат" он всегда произносил с гордостью. "Какой же ты солдат, посмотри на себя!" - часто укорял отец мальчишек. А теперь... Когда говорят о дедовщине, я вообще не понимаю, что это - колония или армия? Кто за это должен отвечать? И вообще - не хочу говорить об армии. Это для меня больная тема.

- Хорошо, давайте говорить о фильме. Вы готовились к этой роли?

- Нет. Виктор Мережко (автор сценария. - Прим. авт.) написал все хорошо. Такие проблемы есть у каждой матери. Вот играть было тяжело. Может быть, я в фильме излишне надрываюсь. Но это моя природа.

- Сначала у вашей героини одна цель - выследить Анну, узнать, где ее грудной ребенок, и, украв его, обменять на своего сына. Так предложили ей сделать бандиты. Но в конце фильма все меняется. После признаний Анны Мария начинает ее жалеть. Вы согласны со своей героиней?

- Я оправдывала и защищала ее. Но, мне кажется, я должна была быть жестче. Не сразу принять исповедь Анны. Не сразу пожалеть. Хотелось бы немного помолчать. Конечно, надо прощать, и кто мы такие, если не прощаем.

- Не боитесь таких трагических ролей? Артисты обычно суеверны...

- Я, скорее, верующая, чем суеверная. Когда работаю над ролью, осознаю, что это все-таки персонаж. Пропускаю его через себя, как сквозь фильтр. Хочу, чтобы зритель мне верил...

- Ваш самый запоминающийся образ в кино - мать, русская женщина в трудных жизненных обстоятельствах. Вы стараетесь привнести что-то новое в каждый образ?

- Вы в чем-то видите повтор, если задаете такой вопрос?.. Каждая мать со своим характером. Ни одна не похожа на другую. Судьбы у всех разные. Поэтому сыграть одинаково невозможно.

- А какая вы в семье?

- Не скажу (смеется), а то еще будете знать, какая я хозяйка...

- Кем хочет стать ваш сын?

- Для начала пусть станет человеком. Хочу, чтобы был похожим на деда, который все умел делать своими руками. Он был веселым, никогда никому не жаловался. Иногда, удивляясь его золотым рукам, я спрашивала: "Папка, как это у тебя получается? Откуда ты это знаешь?" "Да не знаю я, просто начинаю делать и получается", - отвечал он. И я так же. О работе актрисы понятия не имела. Но меня же никто не отговаривал и никто не высмеивал...

- Относились, как говорится, с пониманием?

- Не то чтобы с пониманием... Когда я была в девятом классе, сказала маме, что хочу пойти в артистки. И мама не стала возмущаться: куда ты, зачем! Она меня просто выслушала. Потом мы выписали журналы "Экран", "Театр", я рассказывала ей о спектаклях, фильмах. И она всегда совершенно искренне восклицала: "Ой, как интересно!.." Как она, мамочка моя, умела слушать! И потом, когда я из года в год не поступала, она лишь вздыхала: "Ну и ладно, на следующий год поедешь". Спустя несколько лет, когда я уже работала в театре, мама ходила на мои спектакли. Она всегда воспринимала меня не как актрису. Жалела: "Как же он тебя, больно, наверно?" "Мама, это же сценические приемы!" - объясняла я. "А плачешь-то по-настоящему?" - "И плачу я понарошку!" А когда увидела меня в фильме "Холодное лето 53-го", все повторяла: "Ниночка, какая же ты там бедная, жалкая!" Очень переживала, что я такую играю... То время как-то быстро проскочило. Я ведь тогда чуть-чуть стеснялась, когда называла себя актрисой. Казалось, что не сыграны еще какие-то важные роли, после которых можно было бы с полным правом так себя называть. А сейчас уже прошло 20 с лишним лет, и я могу сказать, что это очень теплое слово - актриса. Оно уже не отдалено от меня...

- Какой семейный уклад вам ближе?

- Патриархальный. Я старомодный человек. Живу прежней жизнью. Не понимаю, какое время на дворе, не приспособилась к нему. В этом смысле я все еще "хожу в старых калошах". Я не говорю, что было хорошо в прежней жизни. Там было трудно, все кувырком. Но мы могли больше времени уделять своим детям. Если бы не было войн, революций, если бы могли мы сохранять свои семьи... Когда в семье есть три поколения, я считаю это самым главным богатством. Важно, когда уважают старость, слушаются и понимают родителей, думают о будущих детях. Должен быть в доме хозяин, мужчина, чтобы его чтили. Пусть это даже будет домострой в лучших его проявлениях. У нас ведь нет такого воспитания. Все оторвано от корней. Поэтому в каком-то смысле я консерватор. Если бы я была домохозяйка, имела бы много детей, о чем раньше мечтала, хватило бы мне сил воспитывать их? Не знаю...

- Как вы восстанавливаетесь после сложных ролей?

- Уезжаю в свой маленький домик в деревне. Топлю печку и сплю на лежанке. Люблю слушать тишину, треск горящих дров или щебет птичек, в лес ходить.

- А вы любите петь? По-русски, широко...

- Люблю с подружками. Иногда собираемся в баньке одной из них. Рядом огромное, глубокое озеро, мы его переплываем. А поем в баньке. От всей души.

- Интересно, откуда у вас, бывшей деревенской девчонки, такой замечательный талант?

- Это просто каждодневный труд. Если человек любит свою работу, он будет талантлив в любой профессии. А я люблю свою работу. Отдаю себя без остатка. Всего, что мне в жизни не хватает, я наполняю ролями. Часто бывает, что хочется пожаловаться, а некому. Зато есть мои роли. Могу откровенно выплакаться, вдоволь нахохотаться, похулиганить...

Напоследок мне все-таки хотелось вызнать у актрисы, почему она, веселый человек, исполняющая яркие комедийные роли, так жестко и пронзительно играет драматические характеры? Откуда в ней этот надрыв, глядящие точно изнутри глаза? Не успел... Подхватили Нину Николаевну под руки и увели. Но потом, размышляя над этим, я вспомнил, как рассказывала актриса о своих раскулаченных предках, о родной деревне под названием Просвет, в которой люди до сих пор живут тяжелой крестьянской жизнью, откуда и поныне уходят на войну дети и не возвращаются. И понял, что все это до сих пор болит и наверняка будет болеть всегда в душе действительно русской актрисы и женщины.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно