aif.ru counter
40

Гуру по вторникам и пятницам

АиФ Семейный совет № 20 19/10/2002

Учитель, увлеченный своим делом, обязательно "заразит" им и учеников. "То" ли это дело, родитель всполошится, лишь когда дите начнет фанатично цитировать любимого учителя и совершать необъяснимые поступки.

Хобби: борец за правду

ЛЮБИМОЕ занятие 13-летнего Антона - борьба за демократию и прогресс в стране. Ходит на митинги, расписывает лозунгами стены, не чурается и черновой работы вроде заклеивания конвертов в партийном офисе. Степень легальности протестных мероприятий Антона не волнует, как, впрочем, и тонкости партийной идеологии: он - противник режима в целом. Как и его любимая преподавательница в кружке краеведения, которая и привела юношу на первую сходку.

Зато родителей Антона очень волнует, что с начала "политической карьеры" победитель нескольких районных олимпиад стал приносить из школы одни тройки. Нет, дело не в гонениях за правду: на учебу просто не остается времени.

У его ровесницы Наташи хобби менее экстремальное. Но со схожими последствиями. Уроки и общение с одноклассниками заменяет борьба за высокое искусство.

Театральную студию, где она занимается, не признают бюрократы от педагогики. Так сказала их режиссер, которая для Натальи - первый авторитет. Поэтому самые преданные студийцы каждый день проводят несколько часов в приемных местных чиновников или бизнесменов. У одного просят новое помещение для студии, у другого - ткань на костюмы, у третьего - денег для поездки на фестиваль. Наталья - в первых рядах. Ни одной роли на сцене она пока не сыграла, зато имеет неофициальную должность - помощник режиссера. Когда мама предложила Наташе сменить студию, девочка пригрозила уйти из дома.

В кружках растят фанатиков?

"МЫ НАСЛЫШАНЫ об опасности беспрекословного подчинения духовному лидеру в религиозных организациях, но в обычном внешкольном кружке порой происходит то же самое, - говорит консультант Психологического центра Татьяна КУЗЕЙ. - Манипулятор везде действует одинаково: замечает психологические проблемы, которые есть у ребенка, и использует их в своих интересах. Иногда по наитию, иногда вполне сознательно. Во время школьных занятий растить фанатиков сложнее, чем на досуге: ведь общение учителя с классом не может постоянно отклоняться от программы. А в кружке дети экзаменов не сдают.

Чаще всего такая беда приключается с учениками младшего подросткового возраста - достаточно благополучными по формальным критериям, но теми, чьим досугом родители мало интересуются. Схватить за руку манипулятора сложно, он же прямо не призывает забросить учебу и рассориться с одноклассниками. Но оторвать от него увлекшегося подростка порой сложнее, чем увести из секты".

В Белоруссии подобные случаи заставили Министерство образования добиться лицензирования любого дополнительного образования. Труднее всего приходится преподавателям-практикам на курсах народных ремесел: для получения лицензии надо научно изложить методику уроков, чем они сроду не занимались. А "духовных вождей" лицензирование не останавливает. Можно запретить преподавать завиральные идеи, но о чем говорит педагог в перерывах между стандартными упражнениями актерского тренинга, из министерства не проконтролируешь.

Контрмеры против манипуляторов

ЧТО ЖЕ - вообще не отдавать детей в кружки, секции и клубы? Нет, просто правильно выбирать место занятий. А точнее - педагога, с которым придется проводить свое свободное время ребенку.

При прочих равных условиях отдавайте предпочтение кружкам в больших внешкольных учреждениях с давними традициями. Тогда вы будете уверены, что методы работы преподавателя известны хотя бы директору учреждения, имеющему опыт педагогической работы и понятие о психологическом сопровождении занятий.

Пообщайтесь с педагогом лично. Узнайте, чему он намерен научить, за какие сроки, есть ли у вашего ребенка шанс на успех в этом виде деятельности. "Гуру", создающий коллектив для собственного самоутверждения, не склонен давать конкретные обязательства.

Если же что-то педагогом обещано - интересуйтесь, как исполняются обещания. Если ребенок ходит в театр-студию - там должны быть спектакли, куда пускают зрителей, в объединении краеведов ребенок должен больше узнавать о родной местности. Хороший признак для кружка - поощрение присутствия родителей на занятиях, широкая информация об учебном процессе.

Вы можете найти учителя-тренера, нацеленного на результат, и учителя-собеседника, отдающего предпочтение процессу общения с учениками. В своем крайнем выражении оба эти типа малосимпатичны.

Тренер в квадрате - просто дрессировщик, сразу теряющий интерес к воспитаннику, если тот перестает бить рекорд за рекордом. Не только в спорте - на дрессировщика можно напороться и в кружке мягкой игрушки. Собеседник в апогее - это гуру в самом одиозном смысле, превращающий спортивную секцию в секту.

Нормальный же учитель, хотя и несет в себе черты одного из этих типов, не отказывается и от преимуществ другого. У хорошего "тренера" есть способы и показать путь к успеху отстающему, и просто напомнить об удовольствии от совместной работы. У хорошего "собеседника" воспитанники не забывают заниматься делом. Любой хороший учитель знает, чего достигли в жизни его прежние ученики, причем не только в области его интересов.

Выбирать виды деятельности за ребенка не стоит, как и требовать "определиться хотя бы на год". Младший подростковый возраст - время поиска. Чем больше увлечений перепробуют дети, тем лучше. Хотя до старших классов лучше отдавать предпочтение более конкретным занятиям. Школа вышивки или духовой оркестр лучше школы лидерства. А лет в четырнадцать-пятнадцать нормально развивающийся подросток уже сам начинает задавать себе вопросы, зачем он здесь занимается.

Насторожить родителей при общении с педагогом должны заверения в исключительности его методики, создаваемой в кружке среды, вида деятельности и т.д. Именно как "элитарное сообщество" часто оформляются секты и прочие сомнительные компании. Абсолютно неприемлемо, если педагог предлагает врать (хотя бы и директору-бюрократу по поводу возраста занимающихся или часов занятий).

С досугом ребенка что-то не так, если он вдруг становится уверен: после уроков он занимается чем-то особым, недоступным простым смертным. При расспросах начинает грубить либо пускаться в туманные рассуждения. Остановить начинающего фанатика иногда удается настойчивыми расспросами о практической пользе от занятий.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы