Примерное время чтения: 8 минут
340

Школьные страсти

Отправляясь в школу, наши дети дрожат от страха. А их родители - от страха за своих чад.

АХ, КАК МАЛО, как предательски мало мы знаем о наших детях! Мы так привыкли во всем полагаться на свой богатый жизненный опыт, что подчас теряем способность чувствовать и наблюдать. Подрастающее поколение гораздо практичнее. Наши дети знают о нас гораздо больше, пристально и внимательно оценивая каждое наше слово, каждый наш шаг. Ибо именно мы, взрослые, являемся для наших детей одним из самых главных источников отрицательных эмоций. Доказательство тому - уникальное исследование, проведенное старшим научным сотрудником факультета психологии МГУ Юлией Давыдовной Бабаевой в ряде московских школ. Его результаты сомнений не оставляют: многие дети идут на занятия, съежившись от страха.

"Сладкая парочка"

"Я С УТРА боюсь, что не найду нужную книгу, что не смогу купить нужное пособие, что не доделал какое-то задание, боюсь что-то не то сказать у доски, сделать что-то не то. Может, это глупо и неправильно, но мне далеко не все равно, что обо мне думают те, кто меня окружает".

Эти строки - реальная исповедь пятиклассника. Написав о самом сокровенном, одиннадцатилетний мальчик, сам того не ведая, признался в одном из самых классических школьных страхов - страхе перед учителем. Причины, по которым школьники боятся своих педагогов, очень разнообразны. О некоторых из них мы даже не догадываемся.

К примеру, знаете ли вы, чего больше всего опасается ребенок, не выучивший урока? Физического наказания. Да, да. Не удивляйтесь. Дети боятся подзатыльников и пощечин. При этом учителю вовсе необязательно размахивать кулаками (хотя кое-где и такое встречается). Ему достаточно пожаловаться родителям ребенка. И физическое наказание последует незамедлительно. Суровое и часто очень унизительное. Некоторые дети признались, что их лупят за каждую плохую отметку. Во многих семьях такой способ "воспитания" стал чуть ли не нормой жизни. А источником бед для ребенка, как ни странно, все равно остается учитель. Родители в его глазах - лишь исполнители учительской воли. О существовании устрашающе опасного симбиоза "учитель - родитель", который один из юных участников анонимного опроса с горькой иронией назвал "сладкой парочкой", дети начинают догадываться уже с первого класса. При этом их очень интересует, действительно ли учителя не понимают, что после каждой их жалобы последуют крутые домашние разборки, или школьные педагоги идут на это сознательно?

Униженные и оскорбленные

КАК не дает покоя другой вопрос: знает ли учитель, какую боль и какой страх вызывает у ребенка прилюдное обсуждение его ошибок на глазах у всего класса? Страх быть униженным характерен и для тех, кто только что пришел в школу, и для тех, кто ждет последнего звонка. Увы, школьные педагоги очень часто прибегают к подобному запугивающему методу, искренне считая, что таким образом стимулируют ребенка к учебе. О том, насколько ошибочно и опасно подобное мнение, Юлия Давыдовна Бабаева знает не понаслышке. На ее памяти немало примеров, когда в результате таких публичных проработок ребенок вообще теряет интерес к учебе и еще больше уходит в себя.

Закон джунглей

ВПРОЧЕМ, есть обстоятельство, которое осложняет школярам жизнь независимо ни от оценок, ни от взаимоотношений с учителями, - страх перед одноклассниками. Многие дети собираются в школу, словно на войну. Некоторые классы становятся настоящим полем битвы. Война, поделившая детей на два, а то и больше, враждебных лагеря, не умолкает ни на минуту. Объектами насмешек со стороны сверстников (в этом признались многие дети) становится все: некрасивая форма носа, другая национальность, неблагозвучная фамилия, социальное положение изгоя-ученика.

"Бей в живот!"

- САМОЕ печальное, что многие дети приходят в школу, уже заранее настроенные на возможное насилие, - говорит Бабаева. - Это делают их родители. Причем из самых лучших побуждений. При этом многие озабоченные безопасностью своего ребенка родители часто совершают одну и ту же ошибку. "Лучший способ защиты - это нападение", - считают они, искренне надеясь, что, вооружив своего ребенка этим лозунгом, уберегут его от беды.

В том, что это далеко не так, Юлия Давыдовна убеждалась неоднократно. Вот история 12-летней Маши. Отправляя внучку в новую школу, бабушка ей сказала: "Тебя обязательно будут бить и обижать. Не жди, когда это случится. Бей сама: в лицо, в живот! Только так ты сможешь спастись". Бедная бабушка! Знала бы она, какую медвежью услугу оказала любимой внучке! Стремясь предупредить ожидаемые оплеухи одноклассников, испуганная девочка стала задирой и драчуньей сама, провоцируя одноклассников на ответные действия.

Сторонний наблюдатель

А ЧТО ЖЕ учителя, те, кто по долгу службы вроде бы призван подобные проблемы помогать ребятам разрешать? Увы. В конфликтных ситуациях большинство школьных педагогов предпочитают сохранять нейтралитет. Происходящее за пределами класса их мало интересует. Те же редкие и зачастую довольно беспомощные попытки, которые все же предпринимают некоторые учителя, лишь осложняют и без того нелегкую школьную жизнь маленьких изгоев. На памяти Юлии Давыдовны история двенадцатилетнего мальчика. В новом классе, куда его определили родители после переезда из другого города, парню не было житья. На уроках - от насмешек одноклассников. На переменках - от тумаков. Паренька невзлюбили за то, что он... армянин. Когда мальчик пожаловался учительнице, та устроила классное собрание. Ограничившись дежурными лозунгами о дружбе, совести и интернационализме, учительница убедительности ради кивнула в сторону другого паренька: "Вот Саша, он вообще татарин. И ничего, ведь дружите вы с ним!"

Результат долго ждать себя не заставил. На следующий день на переменке одноклассники избили и... Сашу.

Медвежья услуга

НЕ ЛУЧШИМ образом пытаются решить детские проблемы и родители: от приказов (с кем дружить, а с кем нет) до попыток неумелого включения в конфликт учителя, а то и директора школы. Не вредности ради. Катализатором неосторожных и часто спонтанных родительских действий становится все тот же страх, который, как известно, не самый лучший советчик разуму. Отправляя детей в школу, их сердобольные предки опасаются всего. И прежде всего - не оправдавшихся надежд по поводу марки избранного ими учебного заведения. "Хорошая школа должна быть престижной", - считают они, вкладывая в эту фразу вполне определенный смысл, часто даже не интересуясь, а будет ли комфортно в такой школе их ребенку, не обернется ли это для него бедой. Достигнуть заветной цели они готовы любой ценой. Подчас даже ценой здоровья собственного ребенка.

Вот история 13-летнего Вадима. Устроив сына в престижный лицей, мама была вне себя от счастья. Узнав, что мальчик не справляется с большими учебными нагрузками и из престижного лицея его собираются отчислять, она запаниковала. Даже с работы уволилась. Отныне все время она была рядом с сыном, изнуряя его многочасовыми домашними занятиями с репетиторами. Мысль о том, чтобы поискать для него другую школу, даже не пришла ей в голову. Борьба за место в престижном учебном заведении закончилась печально: у ребенка произошел нервный срыв.

Не навреди!

ПОДОБНЫХ примеров хоть отбавляй. Пытаясь, и часто абсолютно искренне, помочь ребенку, взрослые не учитывают главного - последствий. И в этом - главная наша с вами беда. Никто не спорит: ужасно, когда в портфеле у ребенка вы обнаружили наркотики, больно, когда его избили на перемене, обидно, когда учитель не понял и не принял его индивидуальность. Во сто крат страшнее и обиднее, считает Юлия Давыдовна, другое: когда из самых лучших побуждений любящий родитель пробуждает разрушительный страх в душе самого ребенка, обрекая юного человека на довольно сложную жизнь.

Но как же тогда быть? Что делать тем родителям, которые искренне обеспокоены судьбой сына или дочери? Можно ли научиться мудро выходить из самых тупиковых на первый взгляд ситуаций? Не только можно, но и нужно, считает моя собеседница. Тем более что для этого сейчас масса возможностей. Можно обратиться за помощью в семейную консультацию и социально-педагогический реабилитационный центр (они теперь есть в каждом районе), можно засесть за психологическую литературу. Или прислушаться к самим детям, которые, оказывается, гораздо мудрее нас. В процессе своего исследования Юлия Давыдовна Бабаева обратилась за помощью к старшеклассникам одной из московских школ. И вот что услышала. Родители и учителя, эти советы - для вас:

• Не начинайте действовать, не разобравшись в причинах школьной проблемы. Делать это должен человек компетентный. Если вам таких знаний не хватает, обратитесь за помощью к психологу.

• Нельзя манипулировать ребенком. Он тоже имеет право знать, как вы будете ему помогать. Ведь речь идет о его судьбе.

• Не торопитесь. Известная поговорка "Семь раз отмерь, один отрежь" как раз для такого случая. Прежде чем принять решение, взвесьте все "за" и "против".

• Задумайтесь: вправе ли вы заниматься судьбой ребенка? Может, для начала стоит задать вопросы самому себе?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно