79

СПРАВОЧНИК СУТЯГИ

АиФ Дочки-Матери № 17-18 07/08/2000

Все, что вы покупаете, имеет свой срок годности и срок службы. Товар, который вы приобретаете, должен быть безопасен для жизни, здоровья и окружающей среды. И вы должны быть проинформированы о том, как правильно им пользоваться, чтобы потом не было мучительно больно.

Инструкции, особенно импортные, порой нам кажутся идиотскими. В них несколько раз подряд нам напомнят о том, что нырять в ванну с феном нельзя, что щипцами для завивки не нужно накручивать хвост любимому псу и что бензопилу не нужно подносить к лицу и половым органам. Это нам смешно, а вот иностранцы - народ дотошный.

Притчей во языцех стала история об одной американке, которая догадалась посушить свою только что вымытую собачку в микроволновой печи. Собачка, естественно, стала бифштексом, а дама не растерялась и подала в суд. Моральных и материальных компенсаций ей хватило на безбедную старость.

А пол-Америки судится с табачными компаниями, пытаясь доказать, что это они виноваты в их пошатнувшемся здоровье. Нам этого, конечно, не понять. У нас основные проблемы возникают с гарантийными сроками товаров, а не с тем, что кто-то себе дрелью палец продырявил.

ОБМЕНУ И ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖАТ:

изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней;

ткани и другие метражные товары (ленты, тесьма, кружево);

бельевой трикотаж;

купальники, плавки, трусы;

белье для новорожденных;

постельное белье;

предметы женского туалета;

чулочно-носочные изделия;

штучные текстильные товары (салфетки, полотенца, скатерти, носовые платки);

парфюмерно-косметические товары;

товары бытовой химии;

изделия из пластмассы для приготовления и хранения пищи;

предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, бигуди, заколки).

ГАРАНТИЯ - 100%

В ТЕЧЕНИЕ всего срока службы, а если такой не был установлен производителем, то в течение 10 лет с момента изготовления купленный вами товар должен быть безопасен. По идее он не должен взрываться, травить вас и окружающих, бить током и взлетать в самый неподходящий момент. Если с ним это произошло - можете обратиться на завод-изготовитель и потребовать возмещения убытков.

Но с такими проблемами нам приходится сталкиваться редко. Уж либо холодильник сломался сразу, либо работает вот уже четверть века и отлично выполняет свои функции. Поэтому более актуален для нас гарантийный срок, который, кстати, не может быть меньше 6 месяцев с момента продажи. Если такой срок не установлен и у вас нет гарантийного талона - все равно у вас есть гарантия на те же 6 месяцев. Учтите, что сумма гарантийного ремонта уже включена в стоимость вашей покупки, поэтому доплачивать за гарантию стоит только в том случае, если продавец готов ее продлить на более долгое время и вы с этим согласны. Если вас устраивает годовая гарантия завода, а за второй год платить не хочется - не платите, годовая гарантия от этого не потеряет своей силы.

Помните, что навязывать потребителю дополнительные услуги продавец не вправе. Если вы купили стиральную машину, а вам говорят, что установит ее продавец и за дополнительную плату, а в случае отказа гарантия недействительна - не верьте! Еще как действительна! Процитируйте продавцу статью 14 "Закона о защите прав потребителя", где говорится о навязывании дополнительных услуг, или купите понравившуюся вещь в другом магазине.

РЕМОНТ за чужой счет

ВЫ КУПИЛИ очень нужную вещь, но, увы, она оказалась с браком. Вы вправе по собственному выбору требовать от продавца или изготовителя (в письменном виде и в двух экземплярах):

уменьшения стоимости товара,

замены на товар аналогичной марки,

замены на товар другой марки с перерасчетом покупной цены, причем как в большую, так и в меньшую сторону,

расторжения договора и возмещения убытков.

В гарантийной мастерской смело можете требовать бесплатного ремонта, а в случае отказа - возмещения ваших расходов на ремонт.

И вовсе не нужно тащить в мастерскую сломавшийся холодильник - вы имеете право на транспортировку за счет фирмы (мастерской) для ремонта, уценки, замены и возврата крупногабаритных товаров и товаров весом более 5 кг. Позвоните в фирму или оставьте ей письменную заявку о необходимости транспортировки вашего холодильника. Если фирма его везти не хочет - везите сами, а ей придется оплатить ваши расходы, включая грузчиков и транспорт (для этого вам нужны квитанции).

Заменить товар на новый вам должны немедленно (если его нет на складе, то вам вернут деньги или обменяют его в течение месяца), а при необходимости дополнительной проверки - в течение 20 дней с момента предъявления претензий. Вы можете присутствовать при проверке и, не согласившись с ее результатами, требовать независимой экспертизы. Проверка, проведенная без вас, может быть признана недействительной.

Если в ходе экспертизы выяснится, что вы использовали сей предмет не по назначению, например, поджаривали с помощью утюга мясо, - компенсации вам не видать. Так что читайте инструкцию, там есть информация, для чего создан тот или иной шедевр технической мысли.

ДАВАЙ МЕНЯТЬСЯ

ТОВАРЫ, которые не входят в "черный список", вы можете обменять в течение двух недель с момента покупки, даже если в них нет скрытых дефектов. Не подошли туфли, не нравится фасон юбки, коротковаты рукава блузки - не срывайте ярлык, не носите эти вещи и не выбрасывайте чек, - и вы сможете вернуть их в магазин.

Гарантия на сезонные вещи и обувь начинает действовать с момента наступления сезона в вашем регионе (исходя из климатических условий). Поэтому зимняя обувь, приобретенная летом и порвавшаяся в первый же холодный день, - не повод для расстройства. Вам ее обязательно поменяют или вернут деньги.

Кстати о деньгах: если вам их возвращают, то и здесь ваши права не должны ущемить. Товар подешевел за это время - вам вернут сумму, соответствующую цене на день покупки. Товар подорожал - вам отдадут уже новую стоимость.

И все это добровольно! Не хотят добровольно - принесите два (один потом возьмите себе) экземпляра претензии в течение гарантийного срока. Не приняли? Отправьте заказным письмом с описью (а то скажут, что вы прислали благодарность вместо претензии). Теперь за каждый день просрочки удовлетворения ваших претензий фирма заплатит 1%. Сохраняйте чек и технический паспорт изделия, при покупке просите выписать товарный чек - так надежнее. И - в суд. Это сложно, зато эффективно. К тому же, оценив вашу решительность, продавцы скорее всего пойдут на мировую еще до суда. Потому что их издержки будут гораздо выше ваших компенсаций. Их могут оштрафовать на сумму вашего иска в пользу государства и заставят компенсировать вам материальный и, возможно, моральный ущерб.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество