Примерное время чтения: 6 минут
152

Мамина школа (11.10.2004)

На вопросы читателей отвечает психолог Екатерина СИНИЦЫНА

Как развить талант ребенка

Моему сыну сейчас пять лет. На следующий год его уже можно отдавать в подготовительный класс средней школы. Я вот о чем недавно задумалась. Его папа, мой муж, заставляет сына что-то строгать, пилить и т. д. Приучает к труду, так сказать. А сынок, я вижу, тяготеет к музыке. Когда бабушка ставит ему классическую музыку, он слушает ее, открыв рот, и завороженно водит пальчиком по старой скрипке, которая висит на стене и пылится. Когда-то на ней играл мой дед. Может, мы губим в ребенке талант, приучая не к тому, что ему в жизни по-настоящему нужно и интересно?
Наталья З я б л и к о в а, Воронеж

ТАЛАНТЛИВЫХ детей называют еще способными, одаренными. Как правило, мы говорим об одаренности детей, если они опережают сверстников в учебе, легко усваивают знания, стереотипы поведения. Но это слишком узкое понимание. Есть и другая одаренность - нестандартность восприятия, мышления, интуитивность, чувство вкуса, тонкость в понимании окружающего мира, умение находить общий язык с людьми. Это тоже талант, хотя его не сразу можно разглядеть.

Например, мама-интеллектуалка, любительница книг, скромно одетая, с презрением относилась к своей дочери, которая делала себе экстравагантную прическу, одевалась модно, со вкусом. Мама с надрывом в голосе заявляла, что дочь "пустая", "ничем не интересуется" и "ничего не умеет", а только "занимается ерундой". Мама в данном случае протестует против нестандартности, яркости дочери, ее индивидуальности и стремления к самовыражению.

Возможно, у дочки есть талант модельера-дизайнера. И как же его разглядеть? Вот это самое сложное. Что такое талант? Некий дар, который дается свыше, или результат правильного воспитания? Считается, что от природы нет никаких способностей, а есть лишь задатки (природная расположенность), которые могут превратиться в способности. Для этого их нужно развивать. И если упустить время, то способности развить трудно, а иногда невозможно.

С трех лет уже следует начинать развивать общую познавательную активность, расширять кругозор ребенка, обучать его навыкам работы, создавать положительный настрой, знакомить с различными видами деятельности. И наблюдать, что ему больше нравится и что у него лучше получается. Важно создать интеллектуальную базу, которая поможет ребенку в наилучшем самоопределении.

В школе существуют определенные трудности для развития таланта ребенка, поскольку учителя в массе своей настроены на выполнение конкретной программы, загружены работой и не всегда имеют возможность заниматься каждым учеником индивидуально и творчески. Бывает, что творческий подход в этом смысле даже тормозит общий процесс усвоения заданной программы из-за того, что выбивает из обычного режима, ритма, требует дополнительного времени. Более того, укрепилось мнение о том, что так называемые двоечники недостойны никакого внимания и уж никак не могут быть талантливыми. А ведь эти дети, отличающиеся от обычных дисциплинированных и стандартных отличников, могут очень конструктивно и творчески проявлять себя во многих неформальных ситуациях.

Главное условие развития таланта - это только желание самого ребенка, его заинтересованность. Можно заставить ребенка выучить какой-либо предмет, но, если вы действительно хотите выявить талант ребенка, не заставляйте и даже не уговаривайте заниматься тем, что только лично вы считаете нужным для него. Опирайтесь на его интерес и добрую волю.

Когда бьют - давать сдачи или бежать жаловаться?

Уже несколько недель моя 10-летняя дочка находится в стрессе. А вместе с ней и мы, родители. Я замечаю, что из школы она стала приходить растрепанная, с оторванными пуговицами на одежде, с разрисованной шариковой ручкой светлой кожаной сумкой. На наши вопросы отмалчивается. Но мне кажется, что ее стали обижать либо в школе, либо во дворе. Что делать в такой ситуации?
Лидия М а л к и н а, Самарская обл.

ПРЕЖДЕ всего стоит уточнить у ребенка, что значит "бьют". Как правило, у детей это имеет весьма широкое значение ("толкнул", "ущипнул", "дал щелбан", "запустил чем-нибудь" и т. д.). И если ребенок действительно подвергся избиению, тогда целесообразно принять соответствующие меры, чтобы ситуация не повторилась вновь и не принесла ущерб здоровью. В этом случае стоит побеседовать с классным руководителем, прояснить ситуацию, уместно будет поговорить и с родителями обидчика. В острой ситуации родитель обязательно должен сам защитить ребенка. Но важно задуматься о том, как постоять за себя, научить вести себя в конфликтной ситуации.

Дети часто бывают жестоки, потому что пока не могут критично относиться к своим поступкам, они только учатся этому. Детская агрессия (как физическая, так и словесная) - это некий защитный механизм или способ получить желаемое. Например, часто мальчики дерутся из-за чувства соперничества, борясь за лидерство. Подобное часто происходит и у девочек. Правда, у них это чаще выражается в словесной форме: они обзываются, дразнятся. Каждый ребенок обязательно сталкивается с проявлением агрессии со стороны окружающих и сам проявляет ее в различных формах. То есть в определенном смысле бьют всех детей. Но одни дети (из категории "драчунов") могут нещадно воевать, приходить с гордостью в синяках, ссадинах и не переживать по этому поводу. Они уже научились давать отпор, и это для них не проблема. Но есть и другая категория, состоящая из детей чувствительных, впечатлительных, застенчивых, неуверенных в себе, с трудностями принятия самостоятельных решений. Они-то как раз и испытывают повышенную потребность в безопасности. На них проявление агрессии со стороны других детей может оказать сильное психотравмирующее воздействие. Ситуация постоянного "нападения" со стороны других детей может повлечь развитие внутреннего конфликта, который заключается в сочетании переживания страха, ненависти, гнева с невозможностью наказать обидчика и слабой способностью защитить себя.

Если ваш ребенок такой, то ему необходимо помочь. Это невозможно сделать какими-то быстрыми методами, советами, обычным обсуждением ситуации с ребенком. Своим сочувствием, доверительностью, пониманием вы, несомненно, смягчите остроту переживаний и дадите ребенку понять, что он не останется один на один со своей проблемой. Важно, чтобы ребенок рассказал, кто его обижает и почему (на его взгляд). Но чтобы при этом он понял, что одними только жалобами учителям или родителям эта проблема не будет решена, хотя, возможно, в отдельно взятой ситуации это окажется очень удачным способом наказать обидчиков. Но на смену им придут другие "злые" ребята, и все повторится заново. Дело в самом ребенке. Почему он вызывает у обидчиков агрессию? Нужно работать с личностными проблемами ребенка, а именно: повышать его самооценку (отдать, например, в спортивную секцию), обучать диалогу в критических ситуациях. Для этого лучше обратиться к психологу, который может провести тренинг по общению.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно