Примерное время чтения: 6 минут
574

Как заставить учить уроки

До чего же приятно быть мамой умненького дошколенка! Любоваться, как он выкладывает первые слова с помощью магнитной азбуки, а потом начинает выводить и первые буквы...

И вот этот маленький интеллектуал идет в первый класс. И тут начинается кошмар. Потому что ведь теперь каждый божий день ему нужно делать уроки. Именно каждый! А не тогда, когда захочется, и не только то, что нравится. А ваш первоклашка вообще не желает браться за домашнее задание! Или, уже раскрыв книжки и тетрадки, никак не может сосредоточиться. Вертит в руках игрушку, рисует что-нибудь на столе или линейке. И никакие уговоры, окрики, угрозы, наказания не помогают.

- ЕСЛИ первоклашка не хочет делать уроки, это может означать только одно: у него не получается. Задача мамы - помочь своему ребенку, - считает педагог-психолог психологического центра "Исток" Е. Климачева. - Но для того, чтобы сделать это грамотно, нужно понимать, почему ребенку, даже любознательному, сообразительному и, казалось бы, неплохо подготовленному к школе, бывает так трудно в первые месяцы учебы.

Во-первых, даже если ребенок ходил в детский сад или на занятия по подготовке к школе, от него не требовалось делать уроки каждый день, он просто не привык к этому. А во-вторых, возраст шести-семи лет - это как раз то время, когда столь свойственные дошколятам непроизвольное внимание, непроизвольная память (ну, это когда ребенок, сам того не замечая, запоминает наизусть чуть ли не целую книжку) угасают. А вот произвольность, то есть способность усилием воли заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, еще только начинает формироваться. И этому процессу надо изо всех сил способствовать.

Как это ни банально звучит, первокласснику, которому трудно взяться за уроки, особенно необходим определенный режим. Маме нужно вместе с ним решить, в какое конкретно время он будет садиться за уроки. В разные дни недели это может быть разное время (если помимо школы он ходит, например, в бассейн или на фигурное катание). Лучше всего, если вы не поленитесь и вместе с ребенком нарисуете большие часы со стрелками и на них отметите время "Ч". Не забудьте, что после школы необходимо не только пообедать, но и отдохнуть. Если все это предусмотрено, отступать от расписания без серьезной уважительной причины нельзя, иначе неминуемо наказание (об этом тоже необходимо договориться заранее). В качестве наказания можно использовать "отлучение" от телевизора, компьютера. Лишать ребенка прогулок и посещения тренировок не стоит - он ведь и так слишком много времени проводит в помещении и мало двигается.

  • Как только первоклашка пришел домой, помогите ему достать из портфеля необходимые учебники и тетрадки, сложить их на левый угол стола (по мере выполнения заданий будем перекладывать их на правый). А по тому предмету, с которого решено начать, нужно заранее открыть тетрадку и учебник, ведь продолжить любую деятельность легче, чем начать ее.

  • Приступая к урокам, обязательно просите ребенка вспомнить, что задано на дом. Он не должен считать, что его это не касается, даже если у мамы все записано. И если вспомнил хоть что-нибудь, непременно похвалите.

  • Если никак не может запомнить, сколько клеточек и с какой стороны отступать, заранее узнайте все это у учительницы и ни в коем случае не отступайте от ее требований. Даже если вам они кажутся, мягко говоря, ненужными. На самом деле единообразие помогает выработке автоматизма, что очень облегчает жизнь.

  • Если не получаются буквы, поможет один несложный прием. Предложите сыну или дочери сначала поиграть в школу и самому побыть учителем. Вы будете ученицей. Его задача - "научить" вас писать, ведь вы окончили школу очень давно и кое-что уже "забыли", а учительница велела вспомнить. При этом нужно, чтобы он писал буквы в воздухе пальцем, проговаривая все свои действия (вверх, закругляем, вниз, закругляем, палочка вниз, хвостик - вот и получилась письменная буква "а"). После этого пусть пишет букву в тетради. Но уже молча, потому что малыши во время "исполнения" буквы задерживают дыхание и говорить не могут. Очень полезно лепить буквы из пластилина (а мама пусть опознает их на ощупь) и писать пальцем на подносе с крупой.

  • Если вы видите, что ребенок не в состоянии написать подряд больше одной строчки, нет смысла настаивать. Лучше объявите короткий перерыв, дайте задание попрыгать, например, 10 раз или проползти под стулом. Количество раз должно быть строго регламентировано, иначе вы потеряете контроль над ситуацией и снова не сможете усадить его за письменный стол.

  • Если первоклашке трудно дается чтение, стоит прилепить в самых разных местах вашего жилища листочки с буквами и слогами, написанными разным шрифтом, повернутые боком и "вверх ногами", - это поможет ребенку привыкнуть опознать буквы в любом положении и будет способствовать выработке автоматизма при чтении.

  • Если он "все равно не хочет", надо принципиально изменить формулировку. "Помоги мне, пожалуйста. Я что-то никак не могу прочитать...", "У меня испортился почерк. Напомни, пожалуйста, как красиво писать букву...". Перед этим не устоит ни один ребенок! И почаще хвалите. Даже за самое маленькое достижение!

  • Еще один ваш помощник - песочные часы. Они делают течение времени более наглядным. Если ребенок отвлекается в течение выполнения даже одного небольшого задания, разбейте его на еще более мелкие части и предложите сделать каждую за то время, что песок пересыплется из одной половины песочных часов в другую. Таким же образом можно использовать таймер.

    Но даже если вы делаете все абсолютно правильно, не ждите результата уже на следующий день. Психологи установили, что новый стереотип поведения вырабатывается в среднем за двадцать один день.

    Смотрите также:

  • Оцените материал

    Также вам может быть интересно