70

Ребенок и деньги

АиФ Дочки-Матери № 11 10/06/2004

Деньги - самый насущный вопрос для современного ребенка. Даже отстающий по математике троечник легко решит задачку со сдачей с покупки чипсов у магазинного прилавка. Расходов у детей масса. А вот доходы могут идти только из родительского кармана, который, как известно, не резиновый.

Карманные расходы

СКОЛЬКО ребенку нужно карманных денег? А сколько ни дай - все равно мало. Дело в аппетитах. Если вы с пеленок приучили его иметь все, что бы он ни пожелал, и давать ему на это деньги, понятное дело, никаких родительских зарплат не хватит. На каждом шагу ребенок встречает огромное количество соблазнов, на которые у него и уходят все деньги. Задача родителей - приучить его планировать свои расходы. Траты зависят от характера. Педантичный подросток, склонный к систематизации и коллекционированию, может копить деньги, чтобы купить себе желаемую вещь. Ребенок увлекающийся, отвлекающийся и эмоциональный, скорее всего, увидев что-то интересное, напрочь забудет о цели и тут же спустит деньги на ерунду. Потом, конечно, об этом горячо пожалеет и даст себе слово в следующем месяце накопить заново. Но проходит время, и все повторяется. Ничего плохого в этом нет. Взрослые тоже делятся на две глобальные группы - тех, кому при необходимости проще скопить нужную сумму, и тех, кто больше любит занимать, так как скопить просто не в состоянии (а отдавать - хочешь не хочешь - приходится). Прикиньте, к какому типу относитесь вы, родители, и сделайте соответствующий вывод.

И тем не менее обращаться с деньгами можно научить. Если вы будете постоянно отстегивать мелочь на сухарики и пепси, то ребенок никогда не поймет цену деньгам. Попробуйте как-нибудь подсчитать, сколько у вас на это уходит в месяц. Получится солидная сумма, которую вы даже не почувствуете, раздавая по копейке. Установите ребенку ежемесячную стипендию на карманные расходы. Делать это можно начиная с первого класса: рублей по тридцать-пятьдесят в месяц. Сначала можно разбить сумму пополам и выдавать каждые две недели. Потратил все сразу - терпи до следующей "зарплаты". Через несколько месяцев ребенок начнет регулировать свой капитал. Практика показывает, что материальная стимуляция - самый мощный двигатель не только для взрослых, но и для детей. Поэтому пусть часть выдаваемых вами денег будет стабильной и неприкосновенной. А вторая часть может варьироваться в зависимости от поведения. Не стоит полностью наказывать ребенка лишением денег. А вот введение штрафных баллов бывает очень эффективно для оптимизации учебы и помощи по дому.

Старшекласснику денег надо значительно больше. Средняя сумма, которую указывают родители, - примерно двести рублей в неделю (это только те деньги, которые не подлежат отчету, в эту сумму не входят расходы на проезд). Таким образом, "карманные" старшеклассника составляют примерно восемьсот рублей в месяц. Сумма немалая, если присоединить к ней оплату мобильного телефона, которым сегодня пользуются 90% старшеклассников.

Чтобы ребенок знал цену деньгам

1. НАУЧИТЕ ребенка копить деньги. Купите копилку, пусть складывает в нее мелочь. Копилка - очень полезная вещь для темпераментных детей, которые склонны к беспорядочным необдуманным тратам. В дни зарплаты сами кладите в копилку чуть больше денег (очень выручает, когда до следующей зарплаты остается три дня). Вскрывайте копилку перед праздниками, предварительно обговорив с ребенком, на что будут потрачены эти деньги.

2. Если ж вы дали деньги на карманные расходы, не проверяйте, сколько осталось, и не требуйте, чтобы ребенок покупал на них то, что кажется вам более рациональным. Теперь это его личные деньги, пусть тратит, как хочет. Если же вам категорически не нравится, на что уходят деньги (пиво, сигареты), вы можете лишить ребенка части его "зарплаты", сказав ему об этом. Вопрос спорный, но ранняя легализация курения и употребления спиртного в семье не приводит к снижению его употребления вне семьи. Поэтому все излишки должны безжалостно изыматься.

3. Приучайте ребенка полагаться только на себя и не платить за то, что он может сделать сам. Денежные отношения между детьми нужно пресекать на корню. Если вы узнали, что в классе, где учится ваш ребенок, практикуются такие отношения, поговорите с учителем и директором школы. Очень часто потребность оплачивать услуги других детей толкает ребенка на воровство денег у родителей.

4. Держите ребенка в курсе своих финансовых операций. Он должен знать сумму вашей зарплаты и те расходы, которые вам приходится оплачивать ежемесячно. Никогда не говорите пренебрежительно о маленьких деньгах, они тоже зарабатываются вашим трудом. Не выбрасывайте копейки, лучше бросайте их в специальную банку-хранилище. Когда она наполнится, вы можете поменять содержимое на бумажные купюры в Сбербанке (очень забавная операция, вашему ребенку понравится).

5. Следите за собой. Не делаете ли вы слишком много бессмысленных покупок просто так, по принципу "когда-нибудь пригодится"? Если вас так и тянет купить какую-нибудь ерунду, нечего на ребенка пенять.

Плата за пятерку

МАЛО кто из родителей может похвастаться отличной успеваемостью своих чад, отсутствием лени и невероятной тягой к знаниям. Поэтому вопрос о стимулировании всех этих недостижимых качеств остается острым на протяжении десятилетий. Кто-то избирает вариант "не сделаешь, не получишь", а кто-то, наоборот, живет под лозунгом "Сделал - получи". Какой способ наиболее эффективен? Практика показывает, что второй. У ребенка появляется интерес. Сначала - чисто спортивный (иметь денежные отношения с родителями - это, согласитесь, забавно), потом к нему прибавляется радость от удачи, успеха. Самооценка растет, а вместе с ней растет и вес ребенка в коллективе. Иными словами, нет ничего преступного, если вы установите в своей семье систему денежного поощрения за хорошую успеваемость. Получают ведь студенты стипендию при хорошей успеваемости и лишаются ее, стоит только нахватать двоек.

А вот оплачивать детские услуги нельзя ни в коем случае. Например, если ребенок сходил в магазин, или вымыл посуду, или просто вел себя весь день примерно, слушался старших, выносил мусорное ведро, не давайте ему в качестве поощрения деньги. Все это ребенок должен делать не за что-то, а просто потому, что необходимо иметь свои обязанности, помогать старшим, потому что так поступают все порядочные люди. Если вы будете оплачивать каждый шаг своего ребенка, то когда-нибудь в старости, попросив стакан воды, вы услышите в ответ: "А что ты мне за это дашь?"

Ненасытный мобильник

СОВСЕМ недавно реестр психических зависимостей пополнил новый вид. Называется он "гаджет-аддикция" (гаджет - технический прибор, аддикция - зависимость). Мы пользуемся мобильными телефонами, ноутбуками, плеерами. Но у некоторых личностей все эти предметы вызывают манию. Человек покупает всевозможные технические игрушки, которые, в общем, совсем ему не нужны, и не может без них нормально жить - впадает в депрессию и апатию. Естественно, что подростки и молодежь подвержены новомодной болезни больше всего. У гаджет-зависимости уже есть официальные симптомы: подъем настроения при использовании прибора, покупка новых "игрушек", хотя в этом нет никакой необходимости, с бесконтрольными тратами денег, вплоть до долговой зависимости, ощущение глубокой утраты при потере прибора, раздражение и агрессия при малейшей просьбе окружающих убрать прибор или одолжить его на время. Даже если ребенок болен своим мобильником лишь в легкой степени, ему требуется на оплату "эсэмэсок" куча денег. Бороться за экономию совершенно бессмысленно. Эффективен только один способ - четкая фиксированная сумма, по истечении которой ребенок "кладет зубы на полку" и ничего не требует. Гаджет-зависимые старшеклассники называют сумму в пятьдесят долларов в месяц, чтобы удовлетворить свои самые умеренные нужды по расходам на мобильник. Это, конечно, слишком много. Среднему старшекласснику достаточно тридцати долларов. И не вздумайте пополнять до срока опустевший баланс. Если ребенок будет знать, что никто ему больше денег не даст, он будет планировать свои траты.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество